Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 1863 году на выставке в Академии художеств в Петербурге всеобщее внимание привлекла новая картина Николая Ге "Тайная вечеря". Известный евангельский сюжет был раскрыт художником в реалистической манере и показывал тот момент, когда Христос только что сказал "один из вас предаст меня", и все почему-то посмотрели на Иуду. Иуда стоит обособленно, он в тени. Иисус задумчиво полулежит у стола. Он не смотрит ни на кого и погружен в свои думы.
Наиболее подвинутые зрители, из тех, кто тайком читал "Колокол" и считал самодержавие несчастьем России, шептались, что лик Христа подозрительно напоминает лицо опального оппозиционера, живущего в Лондоне и издающего тот самый "Колокол" - Александра Ивановича Герцена. Статьи и портреты Герцена были тогда запрещены в России, если у кого-то их находили, это могло стать поводом для ареста. А тут, на выставке, в открытую - Герцен!
Хотя Ге писал свою картину за границей, для образа Христа Герцен ему не позировал, хотя художник действительно использовал его лицо, но по фотографии.
Надо сказать, что Александр Иванович имел красивую и значительную внешность, очень благородную. Как он выглядел в молодости, можно видеть на картине Збруева. В зрелом возрасте Герцен, по моде тех лет, отрастил бороду и стал известен широкой публике именно в таком виде.
Взяв его в качестве модели для образа Христа, Ге, конечно, в значительной мере рисковал, но и показывал свои общественные симпатии. Герцен тогда реально был властителем умов прогрессивной части русского общества, особенно молодежи. Однако художник не дал в этой картине портрета Герцена в полном смысле. Внешность Христа была создана на основе не только лица Герцена, но и оперного певца Геннадия Кондратьева, а также помещика Петра Грибовского. Так что Ге создал обобщенный образ, в котором, однако, черты Герцена более чем заметны.
Вообще Николай Ге писал и портрет Александра Герцена, тот самый, который публикуют во всех учебниках. Я его тут не привожу намеренно, все должны его и так помнить. Кроме него, образ знаменитого революционера воплощали и другие художники, особенно в советское время. Для сюжетной основы брались разные эпизоды его насыщенной событиями жизни. Самый романтический ее момент показан в картине неизвестного мне советского художника. Это эпизод, когда Герцен и его друг Огарев в юности дали клятву на Воробьевых горах посвятить свою жизнь служению обществу, борьбе с самодержавием.
Как писал потом Ленин: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию". В общем-то, так и было. Александр Иванович исполнил свою клятву юности в полной мере. Вынужденный уехать из страны, он продолжал из Лондона по мере сил помогать революционному движению в России. Глаголом, так сказать, жег сердца людей.
Он стал общепризнанным в тогдашней России лидером движения против самодержавия, крепостничества и за свободу народа. Даже когда общественные настроения изменились, и появились новые кумиры, авторитет Герцена в среде прогрессивно настроенной части общества был очень велик.
Почитайте еще на моем канале:
Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве
Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе
В блоге мужа:
Кто же живет в домике шириной в один метр, находящемся в Варшаве?