Найти в Дзене
Будни обывателя

ВОРОВСКАЯ… ВЛАСТЬ СОВЕТСКАЯ

Трал с уловом на борту судна.
Трал с уловом на борту судна.

Как-то в последнее время зачастили в СМИ публикации о справедливости, честности и благородстве советской власти, о жизни народа прекрасной в те не столь далекие годы. И ключи от квартир тогда под коврик прятали, жили дружно и весело, а из автомата с газировкой пила вся округа из одного стакана… и не было никакого ковида…

Я немного застал ту жизнь благостную, однако таковой она может видеться только тем, у кого напрочь отбило память, кто не помнит очередей за всем и вся, пустых прилавков магазинов и повсеместное пьянство мужской части населения.

Конечно обо всем, что творилось на просторах нашей необъятной родины, я судить не могу. Тем более, что в те годы интернета не было, а в печати ничего компрометирующего советскую власть не печатали. Но, тем не менее, слухи до народа доходили о повсеместном воровстве во многих властных структурах. На слуху было в 80-х годах дело ростовского заместителя губернатора по торговле Будницкого (может быть ошибся с фамилией), То ли первого секретаря Краснодарского обкома, то ли первого секретаря Сочи Медунова. Дело узбекского хлопка и много других дел поменьше, в которых воровство творилось на областном, а в последнем случае на республиканском уровне.

Впрочем, о спокойной советской жизни можно судить по телевизионным передачам Вайнера и Каневского о криминале тех лет. В 60-х – 70-х годах прошлого века убить могли прямо среди белого дня за норковую шапку или кожаную куртку в любом городе Советского союза.

Среди оперативников ходила такая байка, что появились гопники, которые снимали шапки с мужиков исключительно в сортирах. Только усядется какой-нибудь дядечка в модной меховой шапке на горшок общественного туалета, а гопник – тут как тут: хвать с него шапку и бежать… Понятно, что со спущенными штанами угнаться за татем получалось не у всех.

Я же хотел рассказать о системе изъятия «лишней» рыбы у дальневосточных рыбаков, которая существовала тогда во всех дальневосточных морях. Работал тогда я штурманом на колхозном сейнере.

В те времена рыбу, в основном, добывали небольшие суда, которые сдавали ее потом на плавучие рыболовный базы. То есть, существовал рыбодобывающий флот и обрабатывающий, и обычно они относились к разным организациям.

РС-300 в море
РС-300 в море

Процесс вылова и сдачи рыбы проходил следующим образом. Рыболовный сейнер (обычно РС-300) или траулер (СРТР-400) вылавливал рыбу тралом и выливал к себе в трюм. Потом на траулере договаривались о сдаче с приписанной плавбазой, становились в очередь, подходили в точку сдачи, потом швартовались и сдавали рыбу. На промысловом судне рыбу сначала из трюма выгружали на палубу, а с палубы сливали в грузовой каплер (сетка на металлическом каркасе), которым и поднимали рыбу в бункер на палубе плавбазы.

По всем нормативам каплер должен был провешиваться грузовой комиссией плавбазы и ее результаты закреплялись в соответствующем акте. Однако на самом деле ВСЕГДА (я это подчеркиваю, потому что сколько раз мы ни пытались перевесить каплер, все наши попытки утвердить новый вес оказывались тщетными) в каплер помещалось рыбы на 20 а то и 30 процентов больше, чем выписывалось в квитанции. То есть, чуть ли ни официально плавбаза забирала себе 20-30 процентов улова рыболовного судна.

СТР-1320 на охотоморской минтаевой путине
СТР-1320 на охотоморской минтаевой путине

Такое положение дел существовало на добыче минтая. А на вылове иваси воровство шло с еще большей наглостью, потому что здесь вылов на судно был в два, а то и в пять раз больше, чем на минтае. То есть РС-300 привозил обычно тонн 40-60 минтая, СТР - тонн 100-120. А на ивасях вылов порой подходил к 500 тоннам на судно. И если на минтае каплеры весили где-то в пределах одной тонны, то иваси возили из невода судна на плавбазу пятитонными ботами.

Плавбаза вполне разумно распоряжалась украденной у промысловиков рыбой: продавала ее на перегрузчики и тем же рыбакам, которые не стеснялись покупать ее для своих надобностей (конечно, по гораздо меньшей цене, чем платила им своя контора). Таким макаром рыбаки накручивали себе выловленную массу и увеличивали заработок. К примеру, за рыбу экипаж получал 10 рублей с центнера, а платил за нее продажному рыбмастеру с плавбазы 5 рублей центнер. То есть, теоретически предприимчивым рыбакам в море можно было рыбу не ловить вовсе – просто собрать побольше денег и скупить все излишки на плавбазах.

Интересную историю рассказал мне один парень, который работал несколько рейсов в какой-то грузинской рыбной конторе. Они ловили рыбу в Атлантике и в конце рейса заходили на отоваривание в загранпорт. В домашнем порту экипаж втихаря грузил на судно все, что можно было контрабандой продать за границей. А в море они ловили рыбу через два дня на третий… исключительно отбывали положенный срок, и кроме морозки кормили этой рыбой несколько десятков свиней, которые загрузили в трюм дома. В иностранном порту свиней и все остальное, что провезли через границу, продавали и покупали то, чего не было в СССР (мохер, джинсы, кримплен, покрывала, обувь и прочая). А на счет рыбы, в основном, договаривались.

Подобная система взаимоотношений среди рыбаков продолжалась не один год. Сейчас же такое совершенно невозможно.

Иван ТРОФИМОВ.

Фото взяты из открытых источников.