В этом году музей-заповедник Царское Село в городе Пушкин приготовил для нас настоящий сюрприз.
Раньше на зиму статуи в парке закрывали серыми непрезентабельными ящиками. Иностранные туристы из очень жарких стран, многие из которых и снега то никогда не видели не понимали, почему статуи закрывают.
Иностранцы спрашивали, указывая на непонятные и неэстетичные серые ящики в самомцентре прекрасного парка:
- Что это?
- Статуи укрыли.
- Зачем?
Особенно трудно представить гостю города, не испытавшего на себе нашу погоду, что может быть у нас зимой в один день -2, потом +5 и снег растает, и побежит вода, на другой день – 15 и все замерзнет. Вода заливается в микротрещины статуй, потом во время мороза замерзает, при этом, как известно, расширяясь.
Наглядный пример изменчивости нашей погоды, это когда-то давным-давно я самым обычным июльским утром в офис в легком деловом костюме, в брюках и пиджаке, а потом пришлось из дома привозить мне вполне нелегкое пальто – так похолодало за несколько часов.
Статуи укрывать надо, но их так некрасиво раньше укрывали.
Я помню, как любовалась на укрывашки статуй в парке Нимфенбург (Schloss Nymphenburg), находящемся в границах современного Мюнхена, в районе Нойхаузен-Нимфенбург)в Германии.
(Нимфенбург начали строить для курфюрста Фердинанда Марии в 1664 году. Архитектор Агостино Барелли. Закончили строительство в 1675 году. Позже дворец и парк перестраивали и расширяли.)
Была я там глубокой осенью и статуи были укрыты приятными глазу конструкциями. Я даже позавидовала.
А теперь пришла их очередь завидовать нам, потому что администрация Музея-заповедника Царское Село придумала еще лучше.
В этом году Пушкинский парк ложится в зимнюю спячку обновленным.
Статуи наши укрыли аккуратными конструкциями, на каждой из которых - изображение статуи, которая находится внутри. При этом статуи изображены так реалистично, что порой кажутся объемными.
Они выглядят практически как 3D или, на старинный манер говоря, гризайль.
Это такая специальная техника росписи, когда, используя один цвет, часто очень успешно добиваются ощущения объема.
Раньше такие картинки – обманки рисовали, используя или серый, или коричневый цвета.
С такими изображениями даже еще интереснее фотографироваться, чем со статуями.
Необычно потому что! И я это сделала.
Раньше были самые обыкновенные старинные статуи, выполненные венецианскими мастерами по заказу Петра и К. в начале XVIII века, позже по приказу дочери Петра Елизаветы, перевезенные из Летнего сада в Петербурге в Царское Село.
А теперь непривычно прикрылись уютными и красивыми домиками.
Ну что же, зато теперь, когда статуи прикрыты до весны, вход в парк стал бесплатным. Парк открыт ежедневно с 7 утра до 9 вечера. Конечно, надо не забывать маски.
Можно сделать прекрасные фотографии. Как говорят про человека, что он красиво седеет, вот Екатериниский парк всегда красиво оранжевеет, желтеет и краснее осенью.
И сейчас вновь открыты на вход и выход пять ворот Екатерининского парка.
Один вход рядом с Лицеем
Другой - у «Эрмитажной кухни»
Еще один - у Кадетских ворот – это где краснокирпичное здание Адмиралтейства
Еще - у Орловских ворот – это где Башня руина, у которой как будто желтая краска обсыпалась и теперь торчат красные кирпичи.
И, наконец, у Треугольной площади, это там, где каток.
Через ворота у Треугольной площади, впечатлившись зимним убежищем статуй Екатерининского сада мы и побежали в соседний пока что круглый год бесплатный Александровский парк, в предвкушении изображений фигурок раскрашенных китайцев с фонарями на Большом китайском мосту (выполнен по проэкту Чарльза Камерона, 1785 год).
Не тут-то было! Ибо нечего!
Четыре китайца сидят себе в четырех глухих серо-серебристых коробках.
(Самые первые фигурки китайцев были выполнены из известняка, потом они пообносились, в середине XIX века их заменили на цинковые, которые погибли во время Великой Отечественной войны. Китайцев воссоздали к 2011 году.)
Я этот мост обожаю, он какой-то как будто игрушечный.
А рядом - золотые-презолотые ворота Екатерининского дворца.
Если смотреть сквозь эти ворота, можно представить, как когда-то, при Елизавете, детали дворца, которые сейчас покрыты бежевой краской, были вызолочены.
Ах! Ведь сто килограммов золота потрачено было на позолоту дворца внутри и снаружи.
Коли золото отшкрябывалось, его подновляли. Золото заканчивалось – волшебница Елизавета превращала в золото соль. Торговля солью была государственной монополией, так что можно было просто поднять немножечко цены на соль.
А у нас сейчас золота падает с деревьев – в виде листьев! Золотая осень же!
И очень много-много серебра – дождя!
Парк засыпает. Пушкин засыпает. Скоро все покроется бриллиантовым покрывалом снега.
Сказочное время!
Кстати, а вдруг, на ящики с китайцами тоже прикрепят картинки?
Необходимо съездить и проследить за изменениями!
А ведь есть еще Девушка с кувшином! Как там поживает она?