Когда мне было лет 5, родители оставляли меня у дедушки, который был не только заядлым охотником, но потрясающим рассказчиком. Любимые истории в его устах оживали перед глазами. В самые страшные моменты, когда вот-вот его должен был схватить медведь «дядя Боря» добавлял толику юмора и разряжал обстановку фразой «в этот момент я обкакался прямо на дереве». Чем вызывал дикий восторг и я уже не мог жить без его рассказов.
Мои способности творить дали знать о себе классе в 7, когда учитель дал задание написать что-то банальное. Сочинение было на тему как я провел выходные или типа того. Я решил отбросить все шаблоны и выкрутил креатив на 100%. Я пишу с ошибками, но мне не помешало победить в номинации лучшее сочинение класса. Моя оценка была 5 за содержание и натянутая 3 с минусом за грамотность (к слову писать без ошибок я так и не научился). Нашему преподавателю Олегу Викторовичу по русскому и литературе так зашло, что он решил прочитать мое сочинению всему классу.
За те, 10 минут, что он читал мое сочинение я ощутил смущение, гордость и радость за то, что я оказывается МОГУ.
Ученики хохотали до слез, ведь моя история была про то, как я просто сходил полечить зубы. Где каждый узнал себя в «герое», а я, к сожалению, не осознал, что могу ПИСАТЬ. И креатив потух лет на 10.
Шел 2005 год и я поехал на месяц от военной кафедры ВШЭ в Москву, нам предстояло жить в военной части. Чтобы не было скучно я вел дневник рассказывая про весь пипец, который творился вокруг меня. Пипец был хорошо описан во всех красках, на что мои друзья, которым я дал почитать мой оцифрованный дневник сказали. «Пиши исчо» и можно сказать с этого момента, началась моя история становления как уверенного сторителлера. Ничего не придумывая, я просто начал рассказывать о том, что вижу.
Сначала это была поездка в Турцию с друзьями, где отзыв о моих впечателениях о трипе был, - "слишком много тебя и слишком мало нас".
Потом я сгонял в Паргу на неделю и появилась Пивная Тропа по Праге, где фидбек был слишком много пива. Ок. Взял на заметку.
Потом мы сгонял в Паттаю на пару недель и появилась уже напечатанная книга «Я хочу в Таиланд», которую я рожал около 2-х лет, писал уже серьезно, со всеми замечаниями, наблюдениями, лайфхаками. Т.е. такой мегадневник с фотографиями, картами и наблюдениями в твердой обложке и хендмейд переплетом. Видимо я тогда не знал, что ЖЖ существует. Тем не менее эта книга помогла мне визуализировать свои желания, ведь в 2013 году, ровно через 3 года, я переехал в Тай и прожил на Самуи больше 5 лет, активно путешествуя каждые 3 месяца.
Креатив замер на 7 лет и дал о себе знать в 2017 году, когда я решил восстановить справедливость относительно Шри-Ланки. В чем было дело? Мы готовились к поездке сильно заранее и собирали отзывы со всех форумов чтобы максимально интересно провести время, большинство отчетов было про то как в Шри фигово, но у нас все прошло на ура и я когда вернулся, просто поставил камер перед собой и рассказал свою историю чтобы о Шри не думали плохо.
Удивительно, но на ютюбе история зашла и моя говорящая голова набрала более 50 тыс просмотров. Ссылка на видео по Шри-Ланке ниже
Отзывы были на вроде: слишком много «говорящей головы», «больше кадров из путешествия», «хорошо рассказываешь».
Что важно для вас.
Снимайте контент на хорошую камеру. Отличным выбором будет sony A6300 или A6400/A6600
Оборудование для съемки было на тот момент: SonyA6300 плюс китовый объективом в руках жены.
Я решил продолжить, на этот раз была Мьянма и говорящую голову я убрал, оставив только закадровый голос, а картинка была улучшена т. к. перед поезкой в Мьянму мы купили объектив 18-105G чтобы отстреливать кадры получше. Ссылка на видео про Мьянму ниже
Обратите внимание, что мы проапгрейдили наш объектив и вам советуем как появятся деньги взять 18-105G под Sony серию А6xxx. Качество картинки возрастет.
Фидбек был, - «все понравилось, только не хватает личных эмоций на локациях».
Следующий трип был в 2018 годуна Борнео (Малайзия)и к этому моменту наш багаж из техники подрос. Появился дрон Mavic Pro и экшен камера Sony FDR X3000. Таким образом мы привезли больше контента. И получился вот этот фильм. Ссылка на видео про Борнео ниже
Дрон и экшен камера позволила уже снимать гораздо более интересный контент т.к. экшен камера создавала "мусорный контент", где снимается часто все подряд и из этого потом можно что-то нарезать. А дрон снимал контент под эпические кадры. Особенно он пригодился в Данум Вале, на Борнео. В текущий момент я б брал Mavic Air 2, а вместо экшен камеры DJI Osmo 2
Отзывы. «Очень неплохо, но со звуком проблемы, когда вы на месте что-то говорите». Нужно что-то делать с микрофоном.
После Борнео меня так колбасило, ведь мне так понравилось в Данум Вале,что я не мог позволить себедальше житьбез личного фоторужья и потратил около месяца на выбор камеры, которая удовлетворила бы все мои запросы. Мне пришлось посмотреть тонну материала, когда наконец я нашел то что нужно именно мне. Вот по этой ссылке вы можете узнать о Sony RX10 M4 больше.
В середине 2018 года была Южная Корея, и мы поливали с 4-х камер. Брака по материалу от меня было уже меньше т. к. опыт позволил мне работать с камерой намного лучше. В дополнении к этому я купил петличку чтобы можно было записывать свой голос на локации, сейчас я понимаю, что в какой-то момент съемка превратилась в работу и где-то мы перестали «вывозить» забывая подготовить аудиоконтент.
Из Корею мы привезли еще больше контент за счет того, что мы могли выстреливать дальние объекты за счет Sony RX 10 M4. Можно взять ее или длиннофокусные объективы. Если бюджет ограничен, то я бы рекомендовал взять все в одном за меньшие деньги и компактней - Sony RX100 VII,
Мы настреляли много классных кадров, но вдохновение покинуло меня и вернулось только после Непала в конце 2018. Я решил сделать фильм про Непал, но перед этим закрыть вопрос с Кореей, пусть будет хоть что-то подумал я и нажал кнопку Rec записал и уставший голосом я записал то, что увидел. Почему мне важно было передать свои впечатления? Т.к. на самом деле в них заложено огромная подготовительная работа. Это для зрителя мы ходим то сюда, то вот тут едим. Но на самом деле все наши действия четко спланированы, а места, которые мы посещая найдены в самых закромах бесконечного интернета. Ссылка на видео ниже
Фидбек по Южной Корее был как негативный, - «что-то ты грустно рассказываешь», так и позитивный «ты где-то учился ТАКснимать с дрона?». Касаемо грустного голоса, на самом деле, очень сложно рассказывать что-то на протяжении долгого времени без подготовки и не зная, а что именно ты будешь говорить. Тогда я еще не понимал, что наговаривать впечатления на микрофон это любительский подход.
К этому моменту я познакомился с Андреем, который начал давать мне подсказки по монтажу, а так же имел более качественное оборудование по звуку, плюс он мне помог мне записать озвучку Непала. Он советовал мне рассказывать более эмоционально чтобы зрителю не было скучно. Мой голос, который вы слышите в этом фильме про Непал мы записывали 2 часа. Хотя сам фильм идет 37 минут.
Оборудование это пока еще не все. Прокачивайте теорию на курсах. например, Amlab чтобы лучше красить и обрабатывать фото. Я брал и до сих пор беру консультации по монтажу за 5000 руб в час. Про практику тоже не забывайте. Мне очень помогли настройки для бирдвотчинга с англоязычных каналов, которые помогли мне гораздно быстрее ловить классный кадр.
Много дублей вырезано, но темп был то, что надо. Это уже не тот грустный Лев из Южной Кореи. В дополнении к этому, я понял, что очень важно находить качественную музыку. Даже не так, в какой-то момент я осознал, что музыка — это ВСЁ.
Поэтому на выбор саундреков я потратил примерно 2 недели. Да, все верно. Я очень много слушал, Теодор Шапиро. Оннастоящий гений, его саундрек к УолтеруМити великолепно лег на наш фильм про Непал. Я был настолько восхищен творчеством Теодора, что прослушал ВСЕ треки, который он написал за всю его плодотворную жизнь, после чего смотрел и слушал как они «ложатся» на фильм.
Музыка очень важна, отслушывайте треки создавая плейлисты для разных локаций. Создайте плейлист Азия, Европа и т.д. и наполняйте их подходящим контентом. Когда материал будет готов, вам гораздо проще будет найти подходящую мелодию. Особое внимание уделяйте темпу. Не нужно один и тех же мелодий. Подумайте, что пойдет в начало фильма, а что в конец. Например финальную мелодию, где будет отражаться надежда на то, что в Непале все таки построят аэропорт, я искал больше суток. Музыку ищите на эпидемик, тут ее много.
В Непале мы со Светой были уже в форме. В арсенал добавился ширик 10-18 для A6300 и стедикам для нее же. А опыт к ноябрю 2018 порядочно подрос у нас обоих, именно поэтому материал по Непалу и сам фильм выглядит так хорошо. На монтаж мы потратили около 2-х месяцев, добавив простую анимацию и немножко звуковых эффектов. Ссылка на фильм ниже
Непал получил теплый фидбэк, я с удовольствиемпостил свой фильм на разных форумах и многие восторженно встретилинаш проект. Вот один из комментариев
«Прекрасная операторская работа! Когда смотрела про животных,думала,что вот-вот заговорит Дроздов или диктор с National Geographic, даже забыла,что смотрю видео с ютуба))»
Проблемы была только с тем, что опасно использовать мелодии из Голливудских фильмов, контент могут заблокировать. Поэтому к музыке мне нужно было изменить подход.
После Непала мы осознали, что без сценария невозможно создать контент премиум класса.
Поэтому после Арабского трипа в ОАЭ и Оман, мы решили создать максимально качественный фильм про Оман.
Мы докупили микрофон и звуковую карту к нему. Из отзывов мы так же поняли, что было бы здорово чтобы и Света принимала участие в озвучке. Поэтому я написал за пару недель сценарий к Оману и еще 2-3 дня мы озвучивали его, а потом около 2 месяцев ушло на монтаж, где основную «колбасу» монтировал я, а анимация и «покраска» материала была на Свете.
Уделяйте внимание звуковым эффектам. Например шуму дождя или ветра. Если слышите что-то уникальное, постарайтесь записать это на смартфон и на камеру, чтобы потом посмотреть где звук лучше. Но желательно иметь специальный микрофон для записи звука, как голоса, так и улиц. Особое внимание уделяйте звукам рынка, улиц и молитвам.
В этот раз я решил еще больше уделить время музыке т. к. не хотел использовать треки, которые не будут иметь проблем с авторскими правами. Для этого я использовал эпидемик саунд, где за 15 баксов в месяц можно было использовать неограниченное количество мелодий для своих проектов.
Оман это пик нашего мастерства на текущий момент Эта работа стала во многом трамплином к новым способностям, ведь в этом проекте нам пришлось применить гораздо больше навыков чем обычно. Оман позволил нам вырасти и хоть у филмаменьше просмотров, сам проект сделан, как по мне, офигенно. Посмотрите наш фильм по ссылке ниже
Для чего я это все написал? Ну, своего рода это тоже дневник. Сейчас я занят работой над Борнео. Смысл мне его делать, если фильм уже снят в 2018, скажете вы? Дело в том, что Лев и Света версии 2018 сильно отличаются от версии 2020. Да, у нас все такое же количество материала, что и в 2018, но наше видение каким должен быть фильм про Борнео отличается.
В Омане, я думал, что все начинается со сценария, теперь я думаю, что все начинается с концепции. Т.е. перед тем как писать, нужно понять, что рассказать, продумать как ритм повествования так и подобрать музыку. Я смотрел курс Хана Цимера и помню как он рассказывал как он обсуждал создание фильма с Роном Ховардом. Они две недели обсуждали какой должна быть музыка, перед тем как начать снимать фильм.
Возможно я еще в процессе эволюции и на самом деле Ханс прав, все начинается с музыки?
Если вы снимаете или планируете снимать, мне было интересно узнать как вы подходите к съемке. Буду рад любым комментариям.
О нас
Мы это команда авторов со всего мира, и наша задача создавать маршруты для самостоятельных путешествий. Посетите наш сайт, мы написали много разных маршрутов, которые чертовски хороши и помогут здорово сэкономить вам время на подготовке к поездке. Для примера оцените Шри-Ланку, она у нас бесплатна.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал или инстаграм и ставьте лайк.