Найти тему

Апрельский выход на Лагонаки (Часть 2)

Когда мы чуть спустились с Матука, впереди внизу показалось глубокое ущелье между вершинами Матук и Уриэль. Насколько я знал, это была Глубокая балка. Та самая, в которой, судя по некоторым отчетам, есть пещера, в которой были найдены останки неандертальцев и бизонов. В некоторых источниках пещера называется Мезмайской, а в некоторых называется пещерой Шестерых. Мы не могли знать, есть ли жидкая вода в балке. В верхней части, которую мы могли наблюдать сверху, был только снежный покров, по которому можно идти вниз. Сразу появилась мысль познакомиться с Глубокой балкой и Мезмайской пещерой прямо сейчас. Осталось продумать вариант спуска.

Спуск с Матука
Спуск с Матука

Самым удобным вариантом казалось продолжать идти по дороге в сторону последнего холма, который, кстати, называется гора Мезмай, а затем, выбравшись в седловину, добраться до балки. Естественно, для этого нужно сделать «крюк», однако в этом случае была гарантия, что мы, по крайней мере, нигде не заблудимся и не убьемся. Гора Мезмай замыкает хребет с юго-востока.

Гора Мезмай (1939 м)
Гора Мезмай (1939 м)

Она немного ниже Матука (1939 м), ее покрывают сплошные альпийские луга с редкими деревьями. С восточной стороны горы есть крутые обрывы в сторону лесистой долины реки Курджипс. Дорога плавно поднимается по гребню хребта, и проходит всего в нескольких метрах от вершины горы, затем, чуть спустившись на другую сторону, она встречается с другой накатанной дорогой, двигаясь по которой в северном направлении, можно прийти на Ивановские поляны. Добравшись до этого перекрестка в виде буквы «Т», мы повернули вправо и начали спуск в сторону границы заповедника. Тотчас показались на глаза обширные луга Мурзикала, снега там было еще в изобилии. Становилось все жарче, солнце припекало, хотелось как можно быстрее попасть в лес, или сырое ущелье, поэтому мы в один момент вдруг свернули с петляющей дороги и просто пошли по прямой линии вниз, немного отклоняясь в сторону начала балки. Это продолжалось довольно долго, мы сбросили более трехсот метров высоты. Солнечные лучи надоедали так сильно, что мы старались бежать как можно быстрее. «Надо же, а всего два месяца назад мы страдали от холода» - заметил я. Когда мы очутились на дне долины, справа от дороги, с двух сторон от нас уже был лес.

Начало Глубокой балки
Начало Глубокой балки

Здесь, очевидно, редко кто бывает. Машины досюда не доезжают, а туристы, следующие на Мурзикал, поднимаются наверх прямо из долины, не спускаясь в балку.

-4

Первоначально мы просто шли по наклонному почти ровному склону, где попадались под ногами фрагменты тропы, но затем ситуация изменилась, рельеф стал более сложным. Чем ниже мы спускались, тем более диким становился лес. Когда слева показалась долина второго истока Глубокой балки, начинающаяся под склонами горы Уриэль, удобный путь закончился, и началась каша из препятствий. После небольшого отдыха мы решились испытать на себе все эти трудности. Сначала, чтобы не спускаться на дно балки, мы пытались держаться правого борта долины, траверсируя лесистый склон. Но когда крутизна склонов увеличилась, и ущелье стало раз в десять уже, нам пришлось спуститься вниз. Чем ниже мы спускались и дальше заходили в каньон, тем выше над головой поднимались скалы. Сухое русло было перегорожено большими валунами и лежащими стволами. На высоте 1500 метров жарко уже не было, все больше ощущалась приятная сырость. Когда скрылся из виду уступ Двухэтажка, и мы оказались в глубокой части теснины, стало даже как-то прохладно, на пути нам опять встретился снег, его было много.

В Глубокой балке
В Глубокой балке

Тут он занимал уже все дно балки. Впрочем, это было как раз хорошо, ведь главные проблемы каньона, камни и ямы, теперь были под слоем снега. Кстати, этот твердый снег отлично нас держал. Лишь один раз мне удалось провалиться по пояс в яму, коварно спрятанную под снегом, а так, в основном мы шли по ущелью как по шоссе.

Провалился
Провалился

Возможно, конец апреля – лучшее время для посещения Глубокой балки. Можно было расслабиться и легкой трусцой бежать вниз. Лишь несколько раз на этом спуске приходилось перелезать через завалы, помогая себе руками, держась за ветки. Потихоньку начался поиск гротов и пещер. Увидев что-то похожее на грот, я всякий раз бросался к нему, надеясь, что это уж точно Мезмайская пещера. Но частенько оказывалось, что эти «гроты» не только не были пещерами, но даже не были гротами!

-7

Но как бы там ни было, пещеру мы все равно нашли. В том месте, где ущелье слегка расширяется, большой снежник, слева от нашего пути, пробивал водопад средней высоты (по лагонакским меркам).

Перед водопадом
Перед водопадом
Водопад
Водопад

Рядом с ним, справа, в скале, в самом низу, мы заметили вход в подземелье.

Справа вход в пещеру Шестерых
Справа вход в пещеру Шестерых

Рискнув, набрать воду из водопада, подобравшись к самому обрыву под снежником, мы бросили рюкзаки у входа в пещеру и достали налобные фонарики.

Водопад и пропасть
Водопад и пропасть
Набираю воду
Набираю воду

Немного отдохнули и тронулись в путь.

Вход в пещеру Шестерых (Мезмайская)
Вход в пещеру Шестерых (Мезмайская)

Сначала нужно было войти в пещерный коридор, запрыгнуть на первый этаж и просунуться в длинный узкий лаз. Для удобства перемещения в пещере кто-то оставил глубокие следы. Около получаса мы гуляли по всем коридорам Мезмайской пещеры.

В пещере
В пещере
-15

Древних окаменелостей отыскать нам не удалось, наверное, все уже раскопали. В целом, перемещение не вызвало никаких трудностей.

-16
Сталактиты
Сталактиты

Меня озадачил только удаленный (в конце пещеры) сифон, в такую узкую щель я решил уже не соваться, однако, мой товарищ более худой, чем я, и ему удалось пролезть еще метров десять. Когда он вылез, то поведал о том, что там есть вода, может, даже пещерное озерцо по типу небольших луж в уже известной нам пещере Красивой. В целом, мы остались довольными, хотя останков неандертальцев в пещере мы не обнаружили.

У входа в пещеру
У входа в пещеру

Выбравшись на солнечный свет, мы решили немного отдохнуть, и уже было прилегли у входа, как вдруг чуть выше, на этой же стороне Глубокой балки, заметили еще какой-то вход в подземный мир. Подъем туда оказался довольно крутой, мы старались держаться за камни и корневые выходы. То, что я увидел, оказалось небольшой сквозной пещеркой без приметных натечных образований, однако, это место отлично подходило для укрытий. К тому же даже в самое сильное наводнение вода не смогла бы подняться до этой пещеры.

Во второй пещере
Во второй пещере
Выход из второй пещеры
Выход из второй пещеры

Решив, не ограничиваться только пещерами, мы решили попробовать спуститься к каньону реки Цице, однако, нашу идею пришлось оставить, когда на пути нам встретились бурные потоки воды, вытекающие из-под снега, немного ниже «зоны пещер».

Начало мокрой части Глубокой балки
Начало мокрой части Глубокой балки
Порог
Порог

Уровень воды был достаточно высок для прохождения. И хотя, мы пытались продолжать путь вдоль берега, держась за скалы, встретившиеся нам пороги, указали на то, что лучше прийти в эти места в сухое время года. Мы не знали, сколько оставалось спускаться до реки Цице, но могли предположить, что немного.

Русло Глубокой балки
Русло Глубокой балки
Скалы над головой
Скалы над головой

Чуть расстроившись, мы еще раз набрали воду у примечательного водопада, а затем нацепили рюкзаки и начали непростой путь обратно.

-25

Набрать за один раз около шестисот метров высоты оказалось не слишком просто, в конце сужения теснины пришлось остановиться и сделать небольшой привал.

Подъем назад
Подъем назад
Завал
Завал
-28
-29

Уже не было тепло, наступал вечер. На поляне вовсю проклевывалась свежая трава, уже готовая вырасти в высоченный бурьян. В воздухе стоял запах чемерицы Лобеля, все части этого растения смертельно ядовиты, особенно весной. Выбравшись из долины истоков балки, мы вышли на дорогу и начали монотонный подъем на гору Мезмай, он казался бесконечным.

Вдали хребет Каменное море и плато Утюг
Вдали хребет Каменное море и плато Утюг
Долина верховья Курджипса
Долина верховья Курджипса
Подъем на гору Мезмай
Подъем на гору Мезмай
Вдали хребет Азиш-Тау
Вдали хребет Азиш-Тау

С развилки в виде буквы «Т» мы снова увидели великолепные панорамы. Выделялись: хребет Мурзикал, хребет Азиш-тау, Каменное море и далекий Скалистый хребет.

Заснеженный Мурзикал
Заснеженный Мурзикал
Развилка "Т"
Развилка "Т"

В предзакатные часы эти панорамы отличались особой яркостью и сочностью. Заночевать мы решили в тот день в домике под горой Зауда, несмотря на надвигающуюся темноту, мы все же надеялись добраться до него, несмотря на абсолютное незнание местности.

Турчик у развилки "Т"
Турчик у развилки "Т"

Итак, вместо того, чтобы вернуться на Матук и Двухэтажку, от развилки начали спуск на север, в сторону понижения хребта. Медленно начинало темнеть.

На спуске
На спуске

Через десять минут мы подошли к двум небольшим балаганам, не так давно построеным, судя по их виду. Рядом с ними стояло огромное корыто, которое, наоборот, было старым и фигурировало еще в туристических отчетах 90-х годов.

Балаганы и корыто
Балаганы и корыто
Балаганы
Балаганы

Рядом с корытом из земли бежал родник, один из истоков реки Курджипс. Сфотографировав балаганы и корыто, мы двинулись дальше вниз. С правой стороны от нас был обрыв, с которого отлично просматривались стены Курджипского каньона и дорога на ручей Молочный из Мезмая. Деревьев на пути становилось все больше, наконец, мы пересекли границу леса.

Граница леса на закате
Граница леса на закате

Деревья здесь были фантастические! Огромным пихтам, скорее всего, было больше сотни лет. В лесу мы уже почти ничего не видели, шлепали по жуткой грязи. Через десять минут спуска, внизу показались два вагончика, которые охраняла незлая, но гавкучая собака, людей рядом не было. У вагончиков была развилка, мы не стали поворачивать вниз на Молочку, тронулись дальше по основной дороге, которая стала заметно шире.

Вагончики и развилка
Вагончики и развилка

Несмотря на темноту, фонарики можно было и не включать. Высота, кстати, не уменьшалась почему-то. Впереди чуть левее нас поднималась гряда хребта Безымянный, которую я хорошо рассмотрел ещё будучи на горе Мезмай. После очередной развилки, (где нужное направление было указано стрелкой на камне), мы ушли вправо и, все-таки, начали сбрасывать высоту. Около трех километров по обе стороны дороги был сплошной темный лес, где трудно было что-нибудь разглядеть. Стало даже немного страшно, когда послышались крики каких-то животных. И нас легко можно было услышать, грязь под ногами громко хлюпала. Постепенно лес начал «прижиматься» к дороге и видимость стала еще хуже. Вдруг начался резкий спуск, а за ним последовал трудноватый подъем по совсем отвратительной грязюке. Ходовой день приближался к концу.

#Лагонаки #гуамка #Мезмай #пещера #каньон