Найти тему
ЕMERGENCY NEWS

Мелочь, а приятно! Рассказываем, как хорошо продуманные детали улучшат любой текст

Оглавление

Деталь заполняет пустоту

Тексты, выстроенные только на эмоциях, редко собирают большую аудиторию. Вспомните, какой отзыв об отеле, ресторане или горячем туре был вам полезнее: тот, где говорилось, что посетители «отдохнули на ура» или тот, в котором подробно перечислялись преимущества и недостатки этого места? Ответ очевиден. Деталь помогает избавиться от общих фраз, вернее донести до читателя основную мысль. Сравните.

🚫Пример без детали: «В отеле понравилось просто все! Персонал, номер, еда, бассейн, расположение, анимация, пляж отеля. Было все, что душе угодно. Обязательно приедем еще раз».

☝️Пример с деталями: «На ресепшене сразу рассказали обо всех услугах отеля, на неделе вовремя меняли постельное белье и всегда проявляли доброжелательность. В номере были тапочки, гели для душа, шапочки и фен. На завтрак давали на выбор сырники, блинчики, каши, на ужин — форель на мангале и десерты местной кухни. Аниматор так развлекал детей, что мы ни разу за вечер не слышали их жалоб».

В первом случае читатель не знает, что именно вызвало у блогера такие эмоции, и может полагаться только на его опыт. Текст с деталями всегда полезнее, так как позволяет читателю сделать выбор самостоятельно.

Деталь сокращает текст

Необязательно описывать все досконально. Деталь и подробность — разные вещи. Подробность может быть случайной и ни о чем не говорить читателю, деталь же обязательно о чем-то сообщает.

🚫Лишняя подробность: «Мы путешествовали по Золотому кольцу с автобусной экскурсией. Наш экскурсовод, пожилая женщина, носила платок и одевалась преимущественно в темно-зеленые платья».

Говорит ли о чем-нибудь эта подробность? Очевидно, нет. Если ее убрать, текст только выиграет.

☝️Деталь: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».

Уже в первых строках рассказа «Хамелеон» Чехов раскрывает образ героя. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником, говорит читателю о занятиях полицейского надзирателя и городового. Выразительное уточнение избавляет Чехова от необходимости подробно сообщать о коррумпированности и меркантильности чиновников.

Деталь передает суть явления

Меткое наблюдение может охарактеризовать не только человека, но и место, время, эпоху, те или иные особенности местного уклада.

Журналистка, редактор отдела культуры «Ведомостей» Ольга Андреева приводит пример из своей практики: «Когда я делала материал об Ижевске, у меня никак не получалось ухватить, что же отличает его от Москвы — что-то в атмосфере? людях? — при том, что какие-то отличия, несомненно, были.

И вдруг я поняла, за что все время непроизвольно цеплялся взгляд: носовой платок! Торчащий из нагрудного кармана пиджака, он был неизменным предметом гардероба многих ижевских мужчин.

Это родственник того самого белого платочка, который стирала, гладила, крахмалила и засовывала ребенку в кармашек мама, чтобы он красиво торчал уголком кверху. Не просто деталь одежды, но важный элемент практически ушедшей (из Москвы уж точно) культуры, дававший ключ к пониманию жизненного уклада мужчин-инженеров Ижевска, которые составляют значимую часть города».

-2

Как научиться замечать детали

Для этого нужно развивать общий кругозор и наблюдательность. «Что такое деталь? Это, прежде всего, острота взгляда автора и его способность четко воспринимать окружающую реальность, — считает Ольга Андреева. — Приехав в незнакомое место, ты начинаешь смотреть, как одеты люди, как они общаются, какой товар лежит в витринах магазинов и т. д. Сразу стараешься окунуться в местный контекст. Точно подмеченные детали погрузят в атмосферу города лучше любых подробных описаний».

Ольга Андреева считает, что новость или аналитический материал не дают полного понимания того, что происходит на самом деле.

В ситуациях, когда нет однозначно черного и белого, детализация может помочь прийти к более взвешенным выводам и зафиксировать объективную реальность.

«Как только мы меняем регистр и переносим свою рефлексию с наблюдения реальности в область идей, мы теряем с ней контакт и, соответственно, открываем путь для идеологического, манипулятивного воздействия на читателя, — добавляет Ольга Андреева. — Задача любого автора — смотреть в глаза реальности, находить детали, разговаривать с людьми и слышать их голоса».

Резюме

✔️Не пишите об общем, пишите о конкретном. Это позволит тексту быть живым и убедительным.

✔️Избавляйтесь от ненужных подробностей.

✔️Фокусируйтесь на ярких деталях, способных выразить суть явления, характер героя.

✔️Чтобы находить такие детали, развивайте общий кругозор и наблюдательность, общайтесь с людьми.