Деталь заполняет пустоту
Тексты, выстроенные только на эмоциях, редко собирают большую аудиторию. Вспомните, какой отзыв об отеле, ресторане или горячем туре был вам полезнее: тот, где говорилось, что посетители «отдохнули на ура» или тот, в котором подробно перечислялись преимущества и недостатки этого места? Ответ очевиден. Деталь помогает избавиться от общих фраз, вернее донести до читателя основную мысль. Сравните.
🚫Пример без детали: «В отеле понравилось просто все! Персонал, номер, еда, бассейн, расположение, анимация, пляж отеля. Было все, что душе угодно. Обязательно приедем еще раз».
☝️Пример с деталями: «На ресепшене сразу рассказали обо всех услугах отеля, на неделе вовремя меняли постельное белье и всегда проявляли доброжелательность. В номере были тапочки, гели для душа, шапочки и фен. На завтрак давали на выбор сырники, блинчики, каши, на ужин — форель на мангале и десерты местной кухни. Аниматор так развлекал детей, что мы ни разу за вечер не слышали их жалоб».
В первом случае читатель не знает, что именно вызвало у блогера такие эмоции, и может полагаться только на его опыт. Текст с деталями всегда полезнее, так как позволяет читателю сделать выбор самостоятельно.
Деталь сокращает текст
Необязательно описывать все досконально. Деталь и подробность — разные вещи. Подробность может быть случайной и ни о чем не говорить читателю, деталь же обязательно о чем-то сообщает.
🚫Лишняя подробность: «Мы путешествовали по Золотому кольцу с автобусной экскурсией. Наш экскурсовод, пожилая женщина, носила платок и одевалась преимущественно в темно-зеленые платья».
Говорит ли о чем-нибудь эта подробность? Очевидно, нет. Если ее убрать, текст только выиграет.
☝️Деталь: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
Уже в первых строках рассказа «Хамелеон» Чехов раскрывает образ героя. Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником, говорит читателю о занятиях полицейского надзирателя и городового. Выразительное уточнение избавляет Чехова от необходимости подробно сообщать о коррумпированности и меркантильности чиновников.
Деталь передает суть явления
Меткое наблюдение может охарактеризовать не только человека, но и место, время, эпоху, те или иные особенности местного уклада.
Журналистка, редактор отдела культуры «Ведомостей» Ольга Андреева приводит пример из своей практики: «Когда я делала материал об Ижевске, у меня никак не получалось ухватить, что же отличает его от Москвы — что-то в атмосфере? людях? — при том, что какие-то отличия, несомненно, были.
И вдруг я поняла, за что все время непроизвольно цеплялся взгляд: носовой платок! Торчащий из нагрудного кармана пиджака, он был неизменным предметом гардероба многих ижевских мужчин.
Это родственник того самого белого платочка, который стирала, гладила, крахмалила и засовывала ребенку в кармашек мама, чтобы он красиво торчал уголком кверху. Не просто деталь одежды, но важный элемент практически ушедшей (из Москвы уж точно) культуры, дававший ключ к пониманию жизненного уклада мужчин-инженеров Ижевска, которые составляют значимую часть города».
Как научиться замечать детали
Для этого нужно развивать общий кругозор и наблюдательность. «Что такое деталь? Это, прежде всего, острота взгляда автора и его способность четко воспринимать окружающую реальность, — считает Ольга Андреева. — Приехав в незнакомое место, ты начинаешь смотреть, как одеты люди, как они общаются, какой товар лежит в витринах магазинов и т. д. Сразу стараешься окунуться в местный контекст. Точно подмеченные детали погрузят в атмосферу города лучше любых подробных описаний».
Ольга Андреева считает, что новость или аналитический материал не дают полного понимания того, что происходит на самом деле.
В ситуациях, когда нет однозначно черного и белого, детализация может помочь прийти к более взвешенным выводам и зафиксировать объективную реальность.
«Как только мы меняем регистр и переносим свою рефлексию с наблюдения реальности в область идей, мы теряем с ней контакт и, соответственно, открываем путь для идеологического, манипулятивного воздействия на читателя, — добавляет Ольга Андреева. — Задача любого автора — смотреть в глаза реальности, находить детали, разговаривать с людьми и слышать их голоса».
Резюме
✔️Не пишите об общем, пишите о конкретном. Это позволит тексту быть живым и убедительным.
✔️Избавляйтесь от ненужных подробностей.
✔️Фокусируйтесь на ярких деталях, способных выразить суть явления, характер героя.
✔️Чтобы находить такие детали, развивайте общий кругозор и наблюдательность, общайтесь с людьми.