12 октября в сетевом интернет-издании «Волость» был опубликован материал под заголовком «Конфликт интересов: власть против народа». Речь шла о том, что в Берёзовском бизнесмену А. А., пожелавшему заняться малым бизнесом (торговлей кормами для животных и птиц), ставит палки в колёса сама градоначальница – С. А. Щегербаева.
Вкратце напомним суть проблемы. Мэр города рекомендовала предпринимателю, решившему заняться реализацией специфической сельскохозяйственной продукции, построить дорогостоящий павильон, который отвечал бы «архитектурно-художественным» требованиям современности. В противном случае у А. А. нет шансов заниматься развитием малого бизнеса – основы стабильности развития любого демократического государства. Мы надеялись, что, показав, насколько абсурдны требования к художественности и изысканности торговой точки с кормами для животных, дело, наконец, сдвинется с мертвой точки…
Увы, похоже, заниматься бизнесом А. А. так и не придётся. Потому что палки из колёс, которые его тормозят, Светлана Александровна убирать не собирается. От сумасбродной идеи о дорогостоящем торговом павильоне и таких же складских помещениях, выполненных в архитектурно-возвышенном стиле, она отказываться не собирается. Пригласив А. А. после выхода вышеназванного материала на беседу, градоначальница лишь повторила свои требования к дизайну павильона.
Как рассказал после встречи А. А., доводы о том, что павильон будет перестроен в соответствии с требованием в следующем году (в этом ему нужно хотя бы немного «раскрутиться»), она выслушала с каменным лицом. А.А. сетует, что в таком случае ему необходимо будет уже на начальной стадии вложить в свой бизнес миллионы. Но дело даже не только в том, где сходу взять такие деньги, которых у начинающих развивать свой собственный малый бизнес, как правило, кот наплакал. В конце концов, можно залезть в долги, привлечь кредиты…
А вдруг идея окажется не такой уж и прибыльной, как представляется на стадии попытки ее воплощения в жизнь? Одно дело – теоретический расклад, совсем другое – практическая реализация. За сколько лет окупятся-отобьются эти миллионы при негативном сценарии развития событий? Не случайно даже на государственном уровне говорится, что таким людям помощь нужна, а не искусственные препятствия.
Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью в малых городах с населением в пятьдесят тысяч человек, предстоит очень постараться, чтобы найти ещё не занятую нишу. Особенно в настоящее время, когда всё торговое пространство не только в малых, но и в крупных городах занимают сетевые магазины, выкуривая с этого пространства местных жителей с их ларёчками и киосками. Которые, кстати (жители, то есть) и являются основными налогоплательщиками в местные бюджеты, поскольку из сетевых магазинов большая часть вращающихся в обороте средств уплывает не только из города – из региона, по месту нахождения хозяев сетей и их поставщиков.
Выходит, отказывая А. А. под смехотворным «архитектурно-художественным» предлогом открыть свой бизнес, С. А. Щегербаева словно нарочно лишает городскую казну налоговых поступлений. Более того, они (налоги) в ближайшее время могут значительно уменьшиться из-за непонятной приверженности Светланы Александровны к улучшению уличного дизайна: она объявила о сносе всех ларьков-киосков в городе, не отвечающих разработанному в недрах администрации архитектурно-художественному вкусу.
Сейчас к ликвидации готовится здание так называемого «мини-рынка» с примыкающими к нему многочисленными киосками. Если этот «мини-рынок» принадлежит кемеровскому предпринимателю (построен с разрешения одного из бывших глав города), и деньги уходят в столицу Кузбасса, то все ларьки принадлежат местным жителям. А значит, и налоги остаются в городе. Оставят ли все эти ларёчки- киоски в том виде, в каком они сейчас, или тоже заставят приводить в архитектурно-художественный стиль, пока никто из предпринимателей не знает. И с тревогой ждут худшего.
Как-то непроизвольно возникает очень нелицеприятный вопрос: а не показное ли это стремление к уличной красоте, не движет ли Щегербаевой желание устранить всех мелких конкурентов и загнать всё население шахтерского города в «Пятёрочки», «Магниты», «Марию-Ра», «Ярче»? Допустим, по чьей-то просьбе?
Вопрос отнюдь не праздный: разумно ли в кризисное время – тяжёлое и для страны, и для народа – требовать чуть ли не столичного дизайна от «мелкого» бизнеса? Ведь люди с трудом выживают: сейчас не до жиру, быть бы живу.
Или, повторимся, Светлане Александровне хочется показать, кто в городе хозяин? Если даже Государственная программа по поддержке среднего и малого бизнеса, о чём твердит Президент, губернаторской ставленнице не указ? А заодно, выходит, и сам губернатор ей не указ? Ведь на пресс-конференции 8 октября С. Е. Цивилёв на всю страну заявил, что область «заинтересована, чтобы бизнес развивался, потому что это – рабочие места, налоги…».
А нашей градоначальнице налоги, видимо, не нужны. Чрезмерно жёсткие требования к дизайну вызывают большое недоумение и по другой причине. Почему, к примеру, в центре города на «красной линии» (пр. Ленина) любительница «архитектурных изысков» разрешила установить почти такое же по дизайну строение, какое намеревался установить далеко от городского центра А. А.? Быть может, всё дело в том, кому принадлежит ларёк? Не случайно же город будоражат слухи, что власть с большим пиететом относится к одной из диаспор мигрантов, и ни в чём ее представителям не отказывает. Остаётся лишь уточнить, кому принадлежит киоск с белыми вертикальными полосками по фасаду, и не этот ли дизайн – воплощение изысканного вкуса первого руководителя города.
Валентина Цыбо