Найти в Дзене
Пойдем в кино

«Пить или не пить»

Прошлая работа дружка Ларса Фон Триера Томаса Винтерберга «Охота» несколько лет была одной из рекомендуемых друзьям и близким в моем чемоданчике авторского кино. Думаю, и вам я его успела отрекомендовать.

А теперь: тот же маленький городок в Дании, тот же Мадс Миккельсен в роли (почти) того же школьного учителя – можно не сомневаться и идти в кино, верно? Но прошу вас, не ждите от «Еще по одной» сиквела «Охоты», фильм хоть и является таким же рассуждением о современной Дании и мире в целом, но снят он принципиально на другой ноте.

Постер  к фильму "Ещё по одной"
Постер к фильму "Ещё по одной"

Поначалу веселье льется с экрана и, большинство сидящих в зале, пойманные на эту удочку, гогочут над ироничными анекдотами фильма. Большинство, но не все.

Я, например, не могла не ожидать от мастера драмы подвоха, а потому держала ухо востро. Тем не менее, все равно очень болезненно восприняла резкий слом пафоса. Один из слоев этой истории говорит нам прямо о том, что в любой игре с огнем, кто-нибудь обязательно проиграет. Самый слабый в социальном плане, например, не сможет вынести серости своей жизни после месяца феерии. Окажется, что ему совершенно не за что в этой жизни зацепиться и он уйдет с головой в болото алкогольной зависимости.

Да, забыла сказать, новый фильм Винтертерга изучает близкую и нам, и датчанам тему влияния алкоголя на жизнь человека.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Если проще: среди мужчин среднего возраста ходит легенда (некоторые будут уверять вас, что это научное исследование), что существует некая «счастливая промилле», тот самый процент алкоголя, которого человеку не хватает, чтоб быть абсолютно счастливым.

Упершись головами в экзистенциальный кризис, вызванный старением, четверо друзей решают эту теорию экспериментально проверить. Джентельменский набор: слабоумие, отвага и научный подход.

Акцент, конечно, сделан на выборе главного героя Мартина, которого 40-летие как-будто кастрировало. У него большие проблемы в семье – жена превратилась в соседку по квартире; со здоровьем – спина стала совсем не к черту, а ведь раньше он танцевал джаз балет, и с самореализацией – некогда харизматичный учёный, он превратился в занудного учителя, которого никто не слушает. Мартин потерял себя не в следствии чудовищной аварии или злого проклятия – причина его катастрофы банальнее, и оттого страшнее, эта причина жизнь.

Основной каст с режиссером. Особенно приятно видеть в фильме звезду Торжества  - Томаса Бо Ларсена.
Основной каст с режиссером. Особенно приятно видеть в фильме звезду Торжества - Томаса Бо Ларсена.

Кажется, эта причина понятна и режиссеру. Картина представляет собой рефлексию уходящей молодости, реквием по ней. Такое осознание старения дерзким парнем Томасом, написавшим (страшно представить) 25 лет назад манифест Догмы-95, со своим таким же юным другом.

Но, на радость зрителю, Винтерберг не стал морализатором. Несмотря на все трагические последствия эксперимента, он все-таки даровал главному герою то, чего тот искал.

Жизнь – это очень большой риск. Кто-то выплывает, а кто-то тонет. А Мартин, например, в финале все-таки танцует.