Прочь от стен, барьеров и границ. Вместе мы путешествуем и познаём мир во всём его бесконечном многообразии.
Познакомившись с оригинальными легендами и обрядами островитян тихоокеанского региона, услышав звучание традиционных флейт, продолжим своё культурное паломничество по странам мира.
Путь наш лежит через Филиппинское море. Скоро мы достигаем побережья Японских островов.
Нихон (яп.) - в буквальном переводе, "место, где восходит солнце". Так коренные жители называют свою страну, известную нам, как Япония.
Особенности островной жизни не помешали распространению японской культуры по всему свету. Мировоззрение и традиции аборигенов «страны восходящего солнца» оказали и продолжают оказывать влияние на европейское искусство, пробуждая глубокий интерес к загадочному и далёкому миру востока.
Всё более популярной среди Европейских исполнителей становится японская бамбуковая флейта СЯКУХАТИ (англ. Shakuhachi, яп. 尺八). Но мало кто знает, что в семействе японских флейт ФУЭ (яп. 笛) помимо этого инструмента существует по меньшей мере семь разновидностей флейт, каждая из которых обладает своей уникальной ролью в японской музыкальной традиции.
РОСКОШЬ И ВЕЛИЧИЕ. Императорская музыка ГАГАКУ
Совершим небольшое путешествие в прошлое...
В VII веке правящей династией в Китае стала династия Тан. Оставаясь у власти почти 300 лет этот клан способствовал процветанию и развитию государства. Влияние китайской культуры на японскую в этот исторический период было колоссальным. Среди большого количества книг, завезённых из Китая в Нихон были и музыкальные сборники. Традиционные китайские музыкальные инструменты также снискали расположение у жителей островов.
Мода на иностранную музыку привела к формированию при дворе императора большого инструментального оркестра, исполнявшего в основном китайские или индокитайские пьесы – придворную музыку ГАГАГКУ (яп. 雅楽, «изысканная музыка»). В X веке, по завершению правления династии Тан, репертуар императорского оркестра был дополнен композициями из Японии, Кореи и королевства Боккай.
Всё наследие гагаку можно разделить на самодостаточные инструментальные композиции (кангенгаку) и аккомпанемент к танцу (бугаку).
В составе придворного оркестра используется несколько разных видов флейт. Все они поперечные (то есть при игре держатся горизонтально), но отличаются размерами, наименованием, а также историей происхождения.
Так, например, флейта КОМАБУЭ (яп. 高麗笛), название которой переводится буквально как «флейта Корё», была завезена в Японию из Кореи во время правления династии Корё (935 – 1392 гг.). Комабуэ имеет 6 игровых отверстий. Её длина составляет 36 см. По звучанию это самая высокая флейта гагаку. Комабуэ используется для исполнения музыки, пришедшей в Японию из Кореи и Манчжурии. Чаще всего это танцевальная музыка бугаку.
Танцевальная музыка бугаку
Китайское происхождение имеет другая флейта - РЮТЕКИ (яп.). Название её куда более поэтично и символично - «Драконовая флейта». Звуки Рютеки словно драконы взмывают ввысь, танцуя между небесными светилами (светила в оркестре гагаку изображает губной орга́н «шо») и обитателями Земли (которым соответствует звук другого инструмента по типу гобоя - «хитрики»). Размер Рютеки 40 см, и в отличие от Комабуэ, флейта имеет 7 игровых отверстий. Услышать этот инструмент можно, в частности, в традиционных китайских пьесах, или в японских композициях, стилизованных под китайские.
Танцевальная музыка гагаку, Рютеки, хитирики, шо
КАГУРАБУЭ (яп. 神楽笛) самая низкая по звучанию флейта придворного оркестра. Её длина приблизительно 46 см, но также, как и у флейты Комабуэ, 6 игровых отверстий. Кагарабуэ принято использовать во время исполнения синтоистской ритуальной придворной музыки «микагура».
Ритуальная музыка микагура
В XVII веке к традиционным музыкальным инструментам японского императорского двора добавляется флейта МИНТЕКИ (яп. 明笛). Этот инструмент был завезён из Китая, где чрезвычайно распространён и известен под названием ДИ (кит. 笛) или ДИЦЗЫ (кит. 笛子). Минтеки изготовляется не только из таких популярных материалов, как бамбук или тростник. Иногда её делают из разных пород дерева, или даже из камня, например, нефрита. Ещё одна особенность Ди – тончайшая тростниковая или камышовая плёнка, специальным образом закреплённая на одном из отверстий флейты. Сильный поток воздуха в инструменте заставляет плёнку дрожать, отчего в звуке появляется характерное дребезжание.
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. Театр НО и КАБУКИ
Возникновение театрального искусства в Японии связывают с появлением пантомимы и с развитием национального танца.
Театр НО (яп. 能) - «мастерство, умение, талант» – элитарный театр, ориентированный на аристократическое сословие. Считается одним из древнейших видов театра и, наряду с Кабуки является частью Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Действа Но консервативные, торжественные и неспешные. Драматические актёры здесь выступают в сопровождении группы музыкантов, играющих на флейтах и барабанах.
Представления КАБУКИ (яп. 歌舞伎) - «песня, танец, мастерство» - напротив динамичны, неистовы и предназначены для широкой аудитории. Музыка здесь играет не меньшую роль чем в спектаклях направления Но.
В традиционном японском театре, будь то Но или Кабуки, можно услышать два вида флейт.
ШИНОБУ (яп. 篠笛) звучит высоко и пронзительно. По сути это простая полая бамбуковая трубка с игровыми отверстиями на корпусе.
Театр Кабуки
Другая флейта НОКАН (яп. 能管) – также имеет высокий тон, но в отличие от Шинобу обладает весьма непростой конструкцией. Материалами для изготовления этого инструмента служат обработанные специальным образом пластины бамбука и вишнёвая кора. Изобретение флейты Нокан приписывают японскому актёру и музыканту конца XIV века Канами Киецугу (яп. 観阿弥 清次), атакже его сыну Зеами Мотокио (яп.世阿弥元清).
Театр Но
ПУТЬ К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ.
Монахи-КОМУСО
До сих пор мы имели дело только с поперечными флейтами. Теперь пришло время познакомиться с продольными инструментами, то есть такими, которые при игре держат вертикально, вдоль тела. К такому типу флейт в Японии относятся СЯКУХАТИ (яп. 尺八) и ХОТИКУ (яп. 法竹) – два инструмента с древнейших времён неразрывно связанных с необычной духовной практикой – музыкальной медитацией.
Обе флейты, вероятно имеют один прототип, завезённый около VII века с материка. И Сякухати и Хотику выполнены из бамбука и похожи по внешнему виду. Однако это два совершенно разных инструмента, конструктивные отличия которых проистекают из философии самих флейт.
В эпоху Эдо (период поздне-средневековой Японии) происходит самоопределение секты Фукэ-сю, корни которой восходят к расцвету китайской династии Тан. Ещё с тех далёких времён по стране начинают распространяться нищенствующие монахи комусо (яп. 薦僧) - от слова комо (яп. 薦) «соломенная циновка». Головной убор был частью одеяния и защищал странников от непогоды, а вскоре и вовсе стал отличительной чертой и символом представителей этой секты.
Другая характерная особенность комусо - игра на бамбуковой флейте. Музыкальный инструмент не только помогал собирать милостыню, и скрашивал дни нищенствующих монахов, проведённые в бесконечных и опасных скитаниях, но и становился орудием духовного самосовершенствования. Такой подход нашёл выражение в концепциях Итион дзёбуцу - «Достижения Будды через один звук» (яп. 音 成佛) и Суйдзен - «Дующий Дзэн» (яп. 吹禪).
«Игра на сякухати пробуждает ощущение призраков. Как странник между небом и землёй снова без попутчика. Во всех вещах есть только эта мелодия — человек сходит с картины о флейте с острова-шелковицы».
Иккю, Поздний перевод Уэно 2002г. (Источник: http://shakuhachi.ru/articles/komuso-i-syakuhati-dzen-ot-istoricheskoy-legitimacii- do-duhovnosti-buddiyskoy-denominacii-v)
СЯКУХАТИ (яп. 尺八) – название этой флейты происходит от её традиционной длины – 54,5 см. В японской метрической системе эта длина равна 1 сяку – «сяку», 8 сун – «хати». Сякухати изготовляется из нескольких частей вырезанных из бамбукового корня. Бамбук обрабатывается, часто покрывается лаком изнутри. Обычно флейта сякухти создаётся как профессиональный музыкальный инструмент, настроенный и приспособленный для ансамблевой игры. Она обладает громким и ярким звуком и широкими техническими возможностями. Другое достоинство сякухати – адаптивность к стандартизации и массовому производству. В наши дни это одна из самых известных и популярных традиционных флейт в мире. Репертуар Сякухати ежегодно пополняется сочинениями современных композиторов, а техническое совершенство даёт простор для экспериментов в разных музыкальных стилях и жанрах.
Часто Сякухати можно услышать в ансамбле с Кото (яп. 箏). Старинный струнный щипковый инструмент традиционно связывают с образом уснувшего на побережье дракона. Струны крепятся к вытянутому корпусу - «панцирю дракона». Митио Мияги (яп. 宮城道雄 1894—1956) слепой японский музыкант и композитор, один из самых известных исполнителей и популяризаторов Кото в XXв. Его пьеса «Весеннее море» для Кото и Сякухати отличается изысканной красотой.
Сякухати и Кото. Митио Мияги «Весеннее море»
Совсем по иному пути движется ХОТИКУ (яп. 法竹) – в дословном переводе «священный бамбук». В отличие от своей всемирно известной родственницы эта флейта изготовляется из цельной необработанной части бамбукового корня. Каждое растение имеет свои особенности и несовершенства формы, что делает каждый инструмент поистине уникальным и сложным в техническом освоении. Исполнитель в поисках идеального тембра с чуткостью и деликатностью исследует все оттенки звука и возможности натурального бамбука, раскрывая и подчёркивая те свойства, которыми флейту наделила сама природа. Игра на этом инструменте похожа на созерцание. Это очень личный процесс, гораздо больше напоминающий медитацию, нежели игра на Сякухати, и требующий от исполнителя особенных дыхательных техник.
Хотику
Пример столь похожих внешне флейт, но совершенно различных по совей сути ярко отражает своеобразие мышления жителей Японских островов и их глубокий подход к природе вещей.
В месте, где встаёт солнце, мы познакомились с музыкальной традицией и культурой, а теперь отправляемся дальше. Следите за новыми выпусками серии статей Флейты мира.
Будьте здоровы, и путешествуйте вместе с музыкой!
_______________________________________________________________________________________
Наш сайт: www.pianoroomshobby.ru
Вопросы, замечания, пожелания и предложения присылайте, пожалуйста, на почту hobby@pianorooms.ru
Хотите спорить в комментариях? - мы только ЗА! Спорьте, пожалуйста, фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него).