Найти тему
Бухгалтерия

Транспортные расходы в торговых организациях.

фото из свободных источников
фото из свободных источников

Транспортные расходы – это совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. В них включаются любые виды услуг, которые обеспечивают прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности.

Это могут быть следующие услуги:

· По погрузке-разгрузке

· По оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ)

· Хранения

· Страхования

· Прочие подобные операции

Транспортные расходы могут быть связаны:
1. с перевозкой приобретенных товаров

2. с транспортировкой реализованных товаров

Основные правила отражения подобных операций регламентируются ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». Однако, с 2021 года оно утрачивает силу, и на смену ему придет ФСБУ 5/01 «Запасы», который внесет ряд изменений в порядок учета ТМЦ.

Учет транспортных расходов по приобретенным товарам.

Учет транспортных расходов по купленным товарам (у покупателя) осуществляется двумя способами. Выбранный способ учета прописывается в учетной политике предприятия.

1. Путем их включения в фактическую стоимость (п.6 ПБУ 5/01)

Дт 41,10 Кт 60 – отражена стоимость купленных товаров (материалов)

Дт 19 Кт 60 – отражен НДС по купленным товарам, материалам

Дт 41, 10 Кт 60 – отражена стоимость доставки покупных товаров, материалов путем их включения в фактическую стоимость

Дт 19 Кт 60 – выделен НДС по перевозке товаров, материалов

Как включить транспортные расходы в стоимость покупных материалов в программе 1С мы уже подробно разбирали в предыдущей статье.

2. Путем отражения в издержках на продажу (п.13 ПБУ 5/01)

Дт 41, 10 Кт 60 – отражена стоимость покупных товаров, материалов

Дт 19 Кт 60 – отражен НДС по купленным товарам, материалам

Дт 44 Кт 60 – транспортные расходы по перевозке товаров, материалов

Дт 19 Кт 60 – выделен НДС по услугам перевозки.

Если организация приобретает товары путем самовывоза, то в свои транспортные расходы она может включить издержки по заработной плате сотрудников, осуществляющих доставку товара, страховые взносы по заработной плате, стоимость приобретенного топлива, амортизационные отчисления по автомобилю и прочие расходы.

Издержки по транспортировке товаров, собираемых на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров.

Учет транспортных расходов по реализованным товарам.

Рассмотрим теперь принцип отражения транспортных расходов у продавца.

Если покупатели сами осуществляют доставку выкупленного товара, то у продавца такой статьи расходов, соответственно, не возникает, и транспортные расходы в такой ситуации учитывать не нужно.

Если же поставщик (продавец) сам осуществляет доставку товара покупателям, то учет транспортных расходов может осуществляться двумя способами:

1. Доставка может «сидеть» в цене товара (проводки в учете продавца)

Дт 62 Кт 90.01 - реализован товар покупателям

Дт 90.03 Кт 68.02 – начислен НДС по проданным товарам

Дт 90.02 Кт 41 – списана себестоимость реализованного товара

Дт 90.02 Кт 44.2 – списаны транспортные расходы

2. Стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Дт 62 Кт 90.01 – выручка от реализации товара

Дт 90.03 Кт 68.02 – начислен НДС по реализованным товарам

Дт 90.02 Кт 41 – списана покупная стоимость реализованного товара

Дт 44 Кт 70 – зарплата водителя включена в транспортные расходы

Дт 44 Кт 69 – страховые взносы по заработной плате водителя

Дт 44 Кт 10.03 - стоимость топлива списана на транспортные расходы

Дт 62 Кт 90.04 – выручка по доставке товаров покупателю

Дт 90.03 Кт 68.02 – начислен НДС по услугам доставки

Дт 90.02 Кт 44 - списаны транспортные расходы

Издержки, представленные транспортными расходами, встречаются у любого хозяйственного субъекта, в особенности большая их доля приходится на организации, осуществляющие торговую деятельность. Для учета таких расходов очень важно правильно, корректно составить учетную политику, из которой будет следовать порядок отражения данного вида издержек.

Нормируемые и ненормируемые расходы.