Найти в Дзене
Алина Сидорова

Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война» и её последствия.

№1.Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.
Предпосылки Холодной войны
На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:
• процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);

№1.Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира.

Предпосылки Холодной войны

На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:

• процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);

• судьба колониальных владений;

• послевоенное положение Германии и Франции;

• западные границы СССР и др.

В последний раз союзные главы государств и правительств встретились на Потсдамской конференции (июль-август 1945 гг.).

В итоге были приняты решения по послевоенному устройству Европы:

• перестройка политической жизни Германии на демократической основе;

• закрепление за союзниками зон оккупации;

• признание влияния СССР в Центральной и Восточной Европе.

Становление двухполюсного мира после войны

После завершения боевых действий на фронтах Второй Мировой войны, мировые государства вступили в новое геополитическое противостояние, вошедшее в историю, как «холодная война». В период 1945-1953гг. такая конфронтация не только существенно повлияла на характер международных отношений и на пути дальнейшего развития отдельных государств, но и стала фундаментом в образовании модели двухполюсного мира.

Факторы формирования двухполюсного мира

Задолго до начала 20 века, большинство европейских государств было объединено тенденцией совместного ведения внешней политики: все международные вопросы, касающиеся отдельного европейского государства, решались с участием нескольких стран континента. После завершения испано–американской войны, к такому негласному содружеству присоединились США. Баланс сил существенно изменила Первая Мировая война – к мировым лидерам примкнула Япония. После становления сталинской диктатуры, свои притязания на мировое господство выдвинул и Советский Союз, игнорировать который было невозможно – государство территориально превосходило США и Европу, обладало могучим военным потенциалом и достаточно развитой экономикой. Падение Третьего Рейха вопрос о политическом переделе мира достиг своей наивысшей точки накала. В период войны, политические ориентации государств антигитлеровской коалиции особо не принимались во внимание: в борьбу с фашизмом вступили как капиталистические, так и социалистические страны. Однако, по завершению войны, отличия в путях развития стали основным каменеем преткновения для дальнейших международных отношений.

Становление двух политических полюсов

Уже во второй половине 1945 года, все мировые государства были распределены на две противоборствующих системы – капиталистов социалистов. Двухполюсная система впервые была установлена в результате конфликта между военизированными блоками – НАТО и Варшавского пакта, что привело к окончательному политическому расколу не только Европы, но и мира. Враждующие государства начали активно создавать поддержку в лице развевающихся стран. Самым наглядным примером такого процесса является раскол Германии и Вьетнама, образование Южной и Северной Кореи. Новообразованные государства находились под военным и экономическим протекторатом мировых держав и фактически выступали инструментом в их открытом противостоянии. Конфронтация между социалистическим СССР и капиталистическими США в послевоенный период превратилась в глобальную внешнеполитическую стратегию, которая характеризовалась началом гонки вооружения, отказом от решения спорных вопросов демократическими путями, взаимной пропагандой и созданием военных блоков. От становления двухполюсного мира наиболее пострадали третью

 

 

государства, которые были вынуждены играть роль пешек в борьбе супердержав и часто предоставлять свою территорию в качестве поля для их битв, как это было в некоторых странах Азии и Африки. Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

· 5 марта 1946 г. – 1953 г. - Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран, для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

· 1953 г. – 1962 г. - В этот период холодной войны, мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты.

Однако угроза ядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами, Берлинским и Карибским кризисами 1961 и в1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств - Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

· 1962 г. – 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Кари́бский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году и впоследствии тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне. Кубинцы называют его «Октябрьским кризисом» (исп. Crisis de Octubre), в США распространено название «Кубинский ракетный кризис» (англ. Cuban missile crisis).

Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

· 1979 г. – 1987 г. - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

· 1987 г. – 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева, повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающимиСимволом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

№2. Первые военно-политические конфликты «холодной войны».

Конфликты Холодной войны

Для «холодной войны» было характерно частое появление зон конфликтов. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по «холодной войне» поддерживали противоборствующие стороны. Ввиду того, что прямой конфликт между двумя сверхдержавами неминуемо перерос бы в ядерный с гарантированным уничтожением всего живого на планете, то стороны стремились взять верх другими методами, в т.ч. и ослаблением противника в отдельно взятом регионе и укреплении там своих позиций, при необходимости и с помощью военных действий. Вот некоторые из них.

• Корейская война 1950-1953

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38-й параллели расположились войска США, к северу – Красная армия. Таким образом, Корейский полуостров оказался разделенным на две части. На Севере к власти пришли коммунисты, на Юге – военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства – северная Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, хотя бы и силой оружия.

В 1950 г. северокорейский руководитель Ким Ир Сен побывал в Москве и заручился поддержкой Советского Союза. На рассвете 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Ее наступление было столь мощным, что уже через три дня она заняла столицу Юга – Сеул. Затем продвижение северян замедлилось, но к середине сентября почти весь полуостров оказался в их руках. Казалось, от окончательной победы армию севера отделяет лишь одно решающее усилие. 

И вот в сентябре войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пятачка, который все еще удерживала южнокорейская армия. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой в обратную сторону. Американцы заняли Сеул, перешли 38-ю параллель и продолжили наступление на КНДР. Северная Корея находилась на грани полной катастрофы, когда в дело неожиданно вмешался Китай. Китайское руководство предложило, не объявляя США войну, послать на помощь Северной Корее войска. В октябре около миллиона китайских солдат перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в сражение с американцами. Вскоре фронт выровнялся вдоль 38-й параллели.

Война продолжалась еще три года. Во время американского наступления в 1950-м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нес тяжелые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР и Китаю правительство Ким Ир Сена, принявшего почетное звание «великого вождя».

Возведение Берлинской стены

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до конца. В ней оставалось одно незакрытое «окно» – Берлин. Город оказался разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть «из социализма в капитализм»и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек

В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.

Кубинский ракетный кризис

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, во главе которой стоял 32-летний партизанский вождь Фидель Кастро. Новое правительство начало решительную борьбу с американским влиянием на острове. Нет нужды говорить, что Советский Союз полностью поддержал Кубинскую революцию. Однако власти Гаваны серьезно опасались военного вторжения США. В мае 1962 г. Никита Хрущев выдвинул неожиданную идею – разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам «надозапустить ежа в штаны». После некоторых размышлений Куба ответила согласием на советское предложение, и летом 1962 г. на остров было отправлено 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы. Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет.

14 октября американский самолет-разведчик сфотографировал с воздуха стартовые площадки для ракет. В обстановке строгой секретности руководство США начало обсуждать ответные меры. 22 октября президент Кеннеди обратился по радио и телевидению к американскому народу. Он сообщил, что на Кубе обнаружены советские ракеты, и потребовал от СССР немедленно удалить их. Кеннеди объявил, что США начинают военно-морскую блокаду Кубы. 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. 

С 23 октября между Москвой и Вашингтоном начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Н.Хрущев с негодованием называл действия США «чистейшим бандитизмом» и «безумием выродившегося империализма».

Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. Президент Соединенных Штатов ответил, что США готовы принять на себя джентльменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Таким образом, первые шаги к миру были сделаны.

Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.

Однако в воскресенье ,28 октября, советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Советский Союз вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский (или Карибский) кризис мирно завершился.

Вьетнамская война

Вьетнамская война началась с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны ДРВ обстреляли американские эсминцы, оказывавшие огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами. После этого все тайное стало явным, и конфликт развивался по уже привычному образцу. Одна из сверхдержав вступила в войну открыто, а вторая делала все от нее зависящее, чтобы воевать было «нескучно». Война, которую в США представляли себе легкой прогулкой, оказалась кошмаром Америки. 

Молодежь восстала против бессмысленной бойни. В 1975 году США сочли за благо объявить, что они «выполнили свою миссию» и приступить к эвакуации своего воинского контингента. Эта война сильно потрясла все Американское общество и привела к крупным реформам. Послевоенный кризис продолжался больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился не подвернись под руку Афганский кризис.

Афганская война

В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты – Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки. 

В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии – Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре он скончался – по официальному сообщению, «от треволнений». Эти события вызвали недовольство в Москве, хотя внешне все оставалось как прежде. Осуждение вызывали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде.

Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство приняло решение исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска были введены в Афганистан, Амин был убит взрывом гранаты при штурме президентского дворца. Теперь советские газеты называли его «агентом ЦРУ», писали о «кровавой клике Амина и его приспешников».

С новой силой вспыхнула «холодная война». 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода «иностранных войск» из Афганистана. За это решение голосовало 104 государства.

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, что там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Их называли «душманами», то есть врагами. США хорошо знали, что такое война против вооруженного народа. Опыт Вьетнамской войны был использован на все 100 %, с одной лишь маленькой разницей, роли поменялись. Теперь СССР воевал со слаборазвитой страной, а США помогали ему почувствовать какая это непростая вещь. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада – священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» – борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились.

Война в Афганистане не прекращалась более девяти лет. В ходе военных действий погибло более миллиона афганцев. Советские войска, по официальным данным, потеряли убитыми 14453 человека.

В июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство предложило повстанцам «национальное примирение». В апреле 1988 г. Советский Союз подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая войска начали уходить. Девять месяцев спустя, 15 февраля 1989 г., Афганистан покинул последний советский солдат. Для Советского Союза в этот день афганская война закончилась.

Таким образом, мир был разделен на два лагеря: капиталистический и социалистический. И в том, и в другом были созданы так называемые системы коллективной безопасности – военные блоки. В апреле 1949 года была создана Организация североатлантического договора – НАТО, куда входили США, Канада и страны Западной Европы. В мае 1955 года – подписан Варшавский Договор. В него входили (на момент подписания) Албания (Позже (в 1968 г.) она денонсировала Договор), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.

От первого вооруженного конфликта в Корее (1950-1953) и до последнего на Лаосско-Таиландской границе (1988) прошло почти 40 лет. За это время огненная дуга советско-американского противостояния опоясала практически все континенты планеты от Восточной Азии до Латинской Америки, от Южной Африки до Центральной Европы. За это время в многочисленных войнах погибли миллионы людей, втянутыми в них оказались десятки государств, некоторые не урегулированы до сих пор. Афганистан, Корея, Индокитай, Арабо-Израильский конфликт, Куба, страны Африканского рога и др. – во всех этих конфликтах мы так или иначе находим и «костлявую руку американского империализма», и «агрессивные импульсы империи зла» – в виде оружия и денег, советников и инструкторов, «добровольцев» и воинских контингентов.

№3. Политика мирного сосуществования и военное соперничество.

В поисках новой стратегии. Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жёсткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на произведения Ленина. Иначе оценивал ситуацию Маленков, а позже и Хрущёв: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953—1964 гг.

Этапом на пути формирования новой, послеста-линской внешнеполитической стратегии СССР стали выводы, сформулированные Хрущевым в докладе на XX съезде КПСС. От констатации разрядки как способа перевести дыхание в напряженной атмосфере «холодной войны» советское руководство пришло к осознанию необходимости мирного сосуществования стран с различными социально-политическими системами. Это важное положение было дополнено двумя другими принципиальными выводами: о возможности в современных условиях предотвратить третью мировую войну благодаря «растущей мощи» лагеря социализма и укреплению позиций миролюбивых сил во всем мире и о появлении условий для осуществления мирных, в том числе парламентских, способов и путей перехода к социализму. В совокупности эти положения означали, что СССР не отказывается от наступательной стратегии в решении исторического спора «кто кого», но делает упор на невоенные, политические методы борьбы.

Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на её территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победи-тельницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с её территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.

❖ Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и стал первым государственным деятелем, заявившим о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

❖ XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму.

❖ Выскажите предположение о том, какое значение имел тезис о многообразии перехода различных стран к социализму для отношений СССР со странами социалистического содружества.

В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

❖ В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

❖ Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

❖ Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущёв, «договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

❖ В 1956 г. Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х — начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

❖ В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

ССР и социалистический лагерь. Поддержка союзных государств в Восточной Европе, в Азии, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Это, казалось бы, означало признание в СССР возможности каждой страны идти к социализму своим путём. На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование. Эти идеи, как и критика культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в большинстве стран социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия.

Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. На совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в

Москве в 1957 и 1960 гг. события в Польше и Венгрии оценивались резко отрицательно. 

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины.

С середины 50-х гг. и особенно после XX съезда КПСС в полной мере проявились претензии Китая на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении. Критика сталинизма была болезненно встречена в Китае, а также в Албании, КНДР, отчасти в Румынии. После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил в социалистическом лагере приобрело окончательный характер. Китай высказывал претензии на некоторые советские территории. Попытки Хрущёва апеллировать в этом споре к мировому коммунистическому и рабочему движению привели лишь к началу открытого противостояния в его рамках двух центров — КПСС и КПК.

№4. От разрядки к завершению «холодной войны». Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Холодная война После завершения боевых действий на фронтах Второй Мировой войны, мировые государства вступили в новое геополитическое противостояние, вошедшее в историю, как »холодная война» В период 1945-1953гг. такая конфронтация не только существенно повлияла на характер международных отношений и на пути дальнейшего развития отдельных государств, но и стала фундаментом в образовании модели двухполюсного мира. Конфронтация между социалистическим СССР и капиталистическими США в послевоенный период превратилась в глобальную внешнеполитическую стратегию, которая характеризовалась началом гонки вооружения, отказом от решения спорных вопросов демократическими путями, взаимной пропагандой и созданием военных блоков.

Небольшая разрядка в противостоянии произошла в 70-е годы. Венцом ее стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Страны-участницы совещались два года, и в 1975 году в Хельсинки эти страны подписали Заключительный акт совещания. Со стороны СССР его скрепил Леонид Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада, Советский Союз обязался уважать права человека. Разрядка

Незадолго до этого, в июле 1975 года, состоялся знаменитый советско-американский совместный полет на космических кораблях «Союз» и «Аполлон». В СССР прекратили глушить западные радиопередачи. Казалось, эпоха «холодной войны» навсегда отошла в прошлое.

Однако в декабре 1979 года советские войска вступили в Афганистан – начался еще один период «холодной войны». Отношения между Западом и Востоком достигли точки замерзания, когда по решению советского с был сбит южнокорейский самолет с мирными пассажирами на борту, который оказался в воздушном пространстве СССР. После этого события президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла и центром зла». Только к 1987 году отношения между Востоком и Западом вновь начали постепенно улучшаться.

В 1988-89 годах с началом перестройки в советской политике произошли резкие перемены. В ноябре 1989 года прекратила свое существование Берлинская стена. 1 июля 1991 года произошел роспуск Варшавского Договора. Социалистический лагерь распался. В ряде стран – его бывших членов – произошли демократические революции, которые не только не осуждались, но поддерживались СССР. Советский Союз отказался также и от расширения своего влияния в странах третьего мира. Подобный резкий поворот в советской внешней политике на Западе связывают с именем президента СССР Михаила Горбачева.

Последней вехой «холодной войны» считают демонтаж Берлинской стены. То есть, можно говорить о ее итогах. Сейчас мы не объективны. С одной стороны, есть немало людей, считающих, что «холодная война» не закончилась, а перешла в следующую фазу; с другой стороны, многие склонны рассматривать ее итоги как начало нового противостояния . Завершение холодной войны.

№5. Возобновление гонки вооружений в начале 1980-х гг.

На президентских выборах 1980 г. президент Дж. Э. Картер-мл. потерпел сокрушительное поражение, и одной из важнейших причин этой неудачи стали провалы картеровской администрации в сфере внешней политики.

В американских консервативных кругах полагали, что советско-американские соглашения по ограничению ядерных вооружений не только не помогают решению тех проблем, с которыми Соединенные Штаты сталкиваются в стратегической сфере, но и, напротив, мешают им самостоятельно решать эти проблемы, и прежде всего проблему "уязвимости" американских МБР.

Соответственно, результаты выборов 1980 г. были восприняты пришедшей к власти новой республиканской администрацией как мандат народа на радикальное изменение сложившегося стратегического баланса в пользу Соединенных Штатов — как за счет односторонних американских усилий в стратегической сфере, так и за столом переговоров с Советским Союзом об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Проблема, однако, заключалась в том, что у новой администрации не было серьезных, детально разработанных концепций ни по ядерной стратегии, ни по проблеме сокращения стратегических вооружений. Этконцепции пришлось вырабатывать, что называется, "на ходу", уже после инаугурации президента Рейгана.

Отсюда — задержки с началом советско-американских переговоров, но ракетам средней дальности и стратегическим вооружениям: свои предложения по "евроракетам" Белый дом сформулировал лишь осенью 1981 г., а по стратегическим наступательным вооружениям — лишь к маю 1982 г.

Однако к весне 1982 г. ситуация вокруг переговоров начала меняться. С одной стороны, в октябре 1981 г. президент Рейган одобрил план модернизации американских стратегических ядерных сил. Было принято решение построить 100 бомбардировщиков В-В, развернуть 100 МБР МХ, начать разработку БРПЛ "Трайдент-2" и тяжелого бомбардировщика "Стеле".

С другой стороны, на рубеже 1981 — 1982 гг. администрация столкнулась с необходимостью возобновления советско-американского диалога по стратегическим вооружениям по соображениям как внутри-, гак и внешнеполитического порядка. И в Западной Европе, и в самих США разворачивалось мощное антиядерное движение. Массовый протест был направлен, главным образом, против военной стратегии Белого дома, которая исходила из необходимости масштабного наращивания ядерных вооружений — как стратегических, так и средней дальности и тактических — но, в то же время, нс предусматривала (по крайней мере, в первый год пребывания у власти новой администрации) переговоров с Советским Союзом.

 

Все эти обстоятельства, в конечном итоге, и подтолкнули Вашингтон к решению возобновить переговоры с СССР об ограничении систем средней дальности и стратегических вооружений. В ходе встречи глав советского и американского внешнеполитических ведомств в Нью-Йорке 23 сентября 1981 г. было принято совместное заявление о начале переговоров по вооружениям средней дальности. Как известно, в основу американской позиции был положен предложенный Р. У. Рейганом "нулевой вариант", в соответствии с которым США и их союзники по НАТО отказываются от размещения американских ракет средней дальности в Европе в обмен на ликвидацию советской стороной своих ракет средней дальности — 55-4,

55-5 и 55-20. Этот вариант имел преимущество простоты и доходчивости — "ноль на ноль".

В результате длительного и непростого обсуждения в ходе заседания Совета национальной безопасности (СНБ), состоявшегося 3 мая 1982 г., было достигнуто компромиссное решение, в соответствии с которым американская официальная позиция на будущих переговорах будет предусматривать достижение соглашения, состоящего из двух фаз. Первая фаза предполагала ограничение боеголовок и пусковых установок баллистических ракет, а вторая — забрасываемого веса МБР (на 2/3 по сравнению с максимальным забрасываемым весом советских ракет). Ни первая, ни вторая фазы вообще не предусматривали сокращение тяжелых бомбардировщиков и крылатых ракет.

Это означало лишь одно — борьба вокруг американской позиции на переговорах будет продолжаться. Для такого вывода были все основания — 14 мая 1982 г. значительным большинством голосов обе палаты конгресса приняли резолюцию (в качестве поправки к биллю об ассигнованиях па оборону), в которой американские законодатели фактически выдвинули ультиматум администрации — не будет честных переговоров с Советами — не будет ассигнований на оборону. Иными словами, Конгресс США не верил в искреннее желание Белого дома договариваться с Кремлем — и это обстоятельство могло пустить под откос наполеоновские планы администрации по стратегическому перевооружению.

Со своей стороны, советское руководство испытывало серьезное и всевозрастающее беспокойство по поводу стратегических программ новой американской администрации. Та пр01рамма стратегического перевооружения Соединенных Штатов, о которой президент Р. У. Рейган объявил в октябре 1981 г., была воспринята в Москве как попытка сломать стратегический паритет и обрести потенциал победоносной ядерной войны против СССР и его союзников.

В конце 1981 — начале 1982 г. советско-американские отношения продолжили дрейф в направлении "второго издания" "холодной войны".

 

События в Польше, где 13 декабря 1981 г. было введено (при советской поддержке) военное положение, вызвали новый всплеск антисоветских настроений в США. 29 декабря администрация Р. У. Рейгана в связи с событиями в Польше ввела новые санкции против СССР: были приостановлены рейсы "Аэрофлота" в СЛПА; была закрыта советская закупочная комиссия в Нью-Йорке; были прекращены поставки нефтегазового оборудования и выдача лицензий на продажу электронно-вычислительной техники; были отсрочены переговоры по новому соглашению по зерну; не были пролонгированы соглашения по энергетике, по научно-техническому сотрудничеству и но космосу; были пересмотрены в сторону сокращения все другие соглашения по двусторонним обменам; были ужесточены правила захода советских судов в американские порты.

 

Решение Москвы об уходе с переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений, принятое под влиянием эмоционального срыва после начала размещения американских ракет в Европе (ноябрь 1983 г.), поставило советскую дипломатию в очень сложное положение. Фактически по вине советской стороны был прерван советско-американский диалог, но стратегическим вооружениям. А ведь этот диалог за 15 предшествующих лет уже стал в сознании международной общественности важнейшим фактором стабильности и безопасности на мировой арене. Более того, статус Советского Союза как "супердержавы" во многом определялся именно постоянно действующим советско-американским переговорным процессом по контролю над ядерным оружием. В сложившихся условиях именно советская сторона была, пожалуй, больше заинтересована в возобновлении переговоров по стратегическим наступательным вооружениям, чем Вашингтон.

В силу ряда причин советская сторона не могла придерживаться до бесконечности столь обструкционистского подхода: в 1984 г. время работало не на Москву.

Во-первых, приходилось считаться с широкомасштабными американскими программами переоснащения стратегических наступательных вооружений. Только за один 1984 г. Пентагон закупил 1 ПЛЛРБ класса "Огайо", 52 БРПЛ "Трайдент-1", 10 МБР МХ, 240 крылатых ракет "Томагавк" и 10 стратегических бомбардировщиков Л-1. В дальнейшем американское военное руководство предполагало продолжать переоснащение своих стратегических сил столь же высокими темпами.

Во-вторых, начало развертывания американских ракет средней дальности в Западной Европе выводило уровень стратегической угрозы Советскому Союзу на качественно иную высоту. Короткое подлетное время "Першингов" и высокая точность этих ракет делали их идеальным оружием первого, "обезглавливающего" удара. Советское военно-политическое руководство не могло не учитывать возросший уровень угрозы стратегическим силам Советского Союза и системам их управления.

В-третьих, серьезную обеспокоенность в Москве вызвала провозглашенная президентом Рейганом 23 марта 1983 г. "стратегическая оборонная инициатива" (СОИ). Программа СОИ была воспринята в СССР как попытка американской стороны добиться вожделенного абсолютного стратегическогопревосходства