Роман "Петровы в гриппе и вокруг него" выпускает издательство АСТ в 2016 году, и о книге сразу начинают говорить. Её включают в Путеводитель по новейшей русской прозе, упоминают в модных журналах и почему-то обзывают триллером.
Хотя из страшного в романе только длинноты.
Главные герои - Петровы (как не трудно догадаться) - это какая-то невнятная семья, с членами которой я не могу ассоциировать ни себя, ни своих знакомых, а следовательно, тяжело искусственно вызывать эмпатию и интерес к их хаотичным, бесцельным передвижениям и таким же случайным "на авось" мыслям и решениям.
Кому-то может показаться, что герои страшны и свирепы в своей непредсказуемости и неосознанности. Обычно, в учебниках по сценаристике и литературному мастерству учат создавать персонажей, которым читатели и зрители могли бы сочувствовать, сопереживать, с которыми могли бы отождествлять себя или на которых желали быть похожими.
Игорь, Сергей, Марина, вся чета Петровых настолько непонятны и далеки от современного мира, от проблем и новостей 2020 года, - складывается впечатление, что они выскочили из какой-то книги Владимира Маканина 37 года рождения, а никак не из быта 40 (с небольшим)- летнего Алексея Сальникова.
Кстати, сам Алексей Сальников, судя по нескольким выложенным видео-интервью, даже сам вполне может сойти за персонажа из книг покойного Маканина: за человека неопределенного возраста, смотрящим в пол, и бормочущим что-то похмельное себе под нос. Не так уж плохо, если учесть, что этот "НОС" - престижная литературная премия, а позже Сальников еще и получает "Нацбест".
Я понимаю, время в Екатеринбурге идёт, вероятно, как-то немного по другому. Но эта мода на страдание за пионерией, комсомольцами, звёздами и историями коммунального быта среди современной прозы удивляет. Неужели только Пелевин переселился в будущее? Остальные ментально так и застряли в 80-х?
Сюжет размазан, как пюре по тарелке в столовой тубдиспанцера
И жена Петрова, и он сам - убийцы. Нет не так. Жена Петрова библиотекарь -маньяк, Петров - безвольный наивный увалень, застреливший лучшего друга. Тоже не так. Петров и его бывшая жена - два самых скучных персонажа в литературе, уступающие первое место печенью "Мадлен" Пруста.
"Не стоит думать о троллейбусе, Екатеринбурге, гриппе, - это все морок, который умело напускает автор, прикрывая самое главное", - расхожее мнение среди критиков, его даже озвучил на встрече с Сальниковым из зала его коллега, писатель Иванов.
Читать: Как географ счастье не за горами искал да глобус пропил
Продраться через кашу в голове Петрова и Алексея Сальникова можно, но зачем? Аллюзии к церберу, мифологии, АИДу, перерождениям души и античному пантеону нелепо разбросаны на поверхности, и наталкиваясь на них, то там, то тут, становится даже как-то стыдно и неловко за простоту разгаданного секрета.
Если Петровы и больны, то только собственной беспомощностью и обычностью, а если и могут заразить читателя, то только зевотой. В их советском быту даже нет секса. Технически он есть, но как-то вскользь, на полстраницы.
"Да не умею я секс описывать", - оправдывается Сальников, - "вот кухоньку какую-то описать, как кто-то в сковородочке копается - это вот я, это мне нравится".
И действительно, все герои его асексуальны, что несколько идёт в разрез с античным представлением о похотливых беспутных богах. Но, знаете, на улице чай не Средиземноморье, а суровая уральская промзона. И не май месяц, а унылый снежный конец декабря, когда в Екб твёрдо стоят только сосули.
Конечно, когда за дело берутся такие ребята, как Кирилл Серебренников, Иван Дорн, Чулпан Хаматова, то уверенность в том, что экранизация выйдет, получится, состоится как внятное высказывание, растёт.
Но пока «Петровы в гриппе и вокруг него» для меня абсолютно переоцененная сонная проза, так же далекая от моего поколения, как главный герой в начале книги от своего дома. Ни один день, ни одна бутылка нам понадобиться, чтобы приблизиться друг к другу.
Хотя, в кино я, пожалуй, схожу, а вы?