Абстракционизм или беспредметное искусство – одно из множества направлений в искусстве, возникших в начале ХХ века. В рамках абстракционизма происходит отказ от изображения реальных явлений и предметов. На холсте мы видим сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен.
Кандинский считал, что цвета вызывают эмоции. Красный был живым и уверенным в себе; зеленый - спокойным, с внутренней силой; синий - глубоким и сверхъестественным; желтый мог быть теплым, возбуждающим, тревожащим или совершенно безумным; а белый казался молчаливым, но полным возможностей. Он также назначил инструментальные тона для каждого цвета. Красный звучал как труба, зеленый - как скрипка в средней позиции, голубой - как флейта, темно – синий как виолончель, желтый - как фанфары, белый - как пауза в гармоничной мелодии.
Эти аналогии со звуками проистекали из любви Кандинского к музыке, особенно к произведениям современного венского композитора Арнольда Шенберга (1874-1951). Названия Кандинского часто относятся к цветам в композиции или к музыке, например, «Импровизация 28» и «Композиция II».
Одной из целей беспредметного искусства можно считать достижение гармонии в создании определенных цветовых сочетаний геометрических форм для достижения у смотрящего различных ассоциаций. Отклонение от точного представления в абстракции может быть незначительным, частичным или полным. Абсолютная абстракция не имеет ни малейшего отношения к чему-либо узнаваемому.
Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.
Известные художники-абстракционисты:
10.
Аршил Горки .
Для работы он разработал одну технику – на пол художник раскладывал белые холсты, и лил на них краску из емкости. После того, как краска застывала – он процарапывал в ней линии, создавая что-то наподобие барельефов.
9.
Маркус Роткович изображал треугольники, располагающиеся параллельно друг другу. Странные полотна навеивали состояние покоя и погружали зрителя в раздумья о судьбе, смерти, трагедии.
8.
Франтишек Купка. Его картины являются художественными эквивалентами философских решений, которые касаются законов природы, творения, космоса, жизненного цикла.
7.
Испанский художник – один из самых выдающихся сюрреалистов. Жоан Миро когда делал наброски, рисовал, рассказывал что-то или напевал песню. Каждое произведение мастера – это оживленный, танцующий сад, поющая опера.
6.
Пауль Клее – первый человек, назвавший рисунки сумасшедших и детей настоящим творчеством. Мастер изобрел свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу.
Пауль Клее много времени отводил образованию, в том числе самообразованию, считая, что художник должен быть и философом, и натуралистом и поэтом.
5.
Роберт Делоне. С раннего детства был очарован солнцем, цветами, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие света и цвета.
4.
Пит Мондриан. Его шедевры были созданы нарочно элементарных линий, форм, именно этот прием, который гласит: «Все гениальное – просто», сделал Мондриана узнаваемым художником.
На своих работах Пит Мондриан представил свое ощущение мира путем противоположностей – вертикали и горизонтали, женское и мужское начала, минусы и плюсы. Его картины поразили мир искусства, и до сих пор подражание гениальности мастера встречаются в архитектуре, моде и т.д..
3.
Российский художник-авангардист, Казимир Малевич, работал в разных стилях: импрессионизме, кубизме, неопримитивизме и др.
2.
Джексон Поллок не любил прибегать к использованию кистей и красок, вместо этого он просто разбрызгивал их на холст, создавая шедевры. Сам художник назвал этот прием «льющаяся техника», за которую его называли Джеком Разбрызгивателем. Такая форма живописи имела связь с сюрреализмом, поскольку выражала эмоции своего создателя.
1.
Василий Кандинский.