Найти в Дзене
Mentalitett

Под контролем КГБ

Я еще со школы дружила с Мариной, яркой черноволосой девушкой с карими глазами. Она училась в медицинском училище, у нее был очень приятный голос. Нашим одноклассникам нравилось слушать, как она поет, подыгрывая себе на гитаре. В свободное время марина пела в церковном хоре.

Однажды подруга позвонила мне и сообщила удивительную новость: у нее есть жених, Виталий, и он приехал к нам в город. Оказалось, что этот парень учился в духовной семинарии в тогдашнем Ленинграде. А в Астрахани жили его родители, которых он и приехал навестить. Во время каникул он исполнял обязанности регента в храме Иоанна Златоуста, где Марина была певчей. Она с восторгом говорила о том, что скоро станет «матушкой».

Конечно же, я захотела взглянуть на жениха подруги. Но сделать это надо было очень деликатно. Договорились, что я приду в храм. Вскоре я посетила вечернюю службу, как раз на Троицу. Я вошла в церковь, и мне показалось, что я попала в другое время – куда-то в начало XXвека. Старинные изразцовые полы храма покрывали душистые травы, повсюду были расставлены вазы с цветами. Людей присутствовало немного, но певчие на клиросе пели замечательно. Маринино сопрано можно было сравнить с голосом ангела. Я всегда считала, что ей необходимо профессионально обучаться вокалу.

Я исподтишка рассматривала ее жениха. Темноволосый представительный Виталий очень подходил красавице Марине. На меня он произвел самое благоприятное впечатление. Примерно через неделю меня пригласили в деканат. Декан представила меня импозантному мужчине в красивом костюме и сказала, что он из КГБ.

Сказать, что у меня душа ушла в пятки – не сказать ничего. Это был шок. Чем же я могла заинтересовать такую серьезную организацию? Все оказалось очень просто. Кто-то написал донос о том, что я, студентка исторического факультета, посещаю церковь. Мне пришлось признаться, что я ходила посмотреть на жениха подруги.

Мужчина задал вопрос: не предлагала ли мне Марина специальную литературу. «Специальную» означало «антисоветскую». Я ответила: конечно же, нет, подруга –студентка, увлекается пением, собирается замуж за выпускника семинарии, но вовсе не интересуется политикой. Сотрудник КГБ оставил свою визитку и попросил сообщить, если мне станет что-нибудь известно.

Никаких отрицательных последствий для меня из-за визита чекиста не было. Уже значительно позже, когда СССР прекратил свое существование, первые лица ныне суверенных государств регулярно стали присутствовать в храмах. А тогда, во времена моей юности, у меня вполне могли быть серьезные неприятности.