Сегодня поговорим немножко о личной эффективности.
Тема интересная и сложная, так как на самом деле между ситуациями "у меня совершенно нет времени" и "я ничего не успеваю, поскольку постоянно жутко прокрастинирую" всегда очень тонкая грань, и следует приучать себя разбираться в том, что же на самом деле мешает нам по жизни. Мои дельные советы по борьбе с прокрастинацией, кстати, можете почитать здесь.
Итак, что же на самом деле обычно убивает лично мою эффективность и вводит меня в заблуждение, заставляя думать, будто бы это обстоятельства виноваты, а я ничего не успеваю из-за них?
1. Желание пожалеть себя и "вознаградить" за тяготы.
Вот я пришла домой и должна наконец сесть за работу. Но ведь я уже так устала! Встала в 6 утра, собирала детей, отвозила на учёбу, потом была в налоговой, по пути домой заскочила в супермаркет, разобрала продукты дома и даже помыла холодильник... Разве я НЕ ЗАСЛУЖИЛА небольшую награду?! Посмотрю совсем немного Ютуб, поваляюсь на диване... И сразу же примусь за работу с новыми силами, честно!
Уверена, сейчас вы узнали во мне себя. Да, частенько нам хочется сделать себе подарочек как "хорошей девочке" или "хорошему мальчику". Мы ведь заслуживаем немного поощрения! И я совершенно не утверждаю, что нам не нужен отдых и мы не имеем право на час передышки с чайком и подушкой под боком. Вот только надо всегда помнить, что хоть мы и на фрилансе, но всё равно НА РАБОТЕ, а там обед обычно составляет один час, который не стоит растягивать по собственной прихоти до бесконечности... Отдыхать полезно и здорово, важно вовремя остановиться. Дисциплина - штука важная, а для того, кто работает на себя - так и вовсе жизненно необходимая.
Так что если мы даём себе на отдых "часик", то это и дожен быть ровно час, ни минутуй больше! Не "сейчас досмотрю и начну", не "мне ведь всего 40 страниц дочитать до конца книги осталось".... Час и есть час. И хватит уже себя жалеть, как малое дитё!
2. Прокрастинация.
Ну тут уже многое было сказано... Напоминаю, что об этом злейшем враге фрилансера у меня на канале есть отдельная статья.
Учитесь бороться с прокрастинацией, стройте чёткие планы и выполняйте их, мотивируйте и дисциплинируйте себя, и будет вам счастье (и богатство в первую очередь), ведь этот монстр крадёт у вас огромное количество жизненных ресурсов и минимум половину зарплаты!
3. Проблемы с тайм-менеджементом.
Обычно это полное неумение планировать рабочие задачи на день. Очень редко мы ставим себе единственную цель и эффективно её выполняем. То одно мешает, то другое... И это, напоминаю, с одной единственной задечей в рабочем плане. Но мы-то с вами профессионалы до мозга костей, люди опытные и эффективные, что нам одна задача, накидаем их себе с десяток и выделим на каждую по полчаса!
Знакомо? Мне-то уж точно... Вот я прикинула, что закончу коммерческое видео, которое мне заказали, за три часа, прошло уже два, а работы не убавилось, и я понимаю, что мне ещё делать и делать... Настроение на нуле, мотивация пропала, день испорчен.
Тайм-менеджемнт для фрилансера - это тонкое искусство. Пройдут годы, когда вы начнёте не срывать дедлайны, приниматься за работу с самого начала срока выполнения задачи, а не в предпоследний день перед её сдачей, научитесь примерно прикидывать, сколько времени нужно на что-то конкретное... Тут я даже не могу дать вам разумных советов, что вообще нужно делать, чтобы всё у вас шло слаженно и без нервотрёпки. По своему опыту только скажу, что стоит:
- Постепенно повышать нагрузку, изначально давая себе больше времени, чем нужно.
- Работать каждый день, не перекладывая на завтра то, что можно сдеать сегодня (нестареющая классика!).
- Завести едежневник. Вот это воистину полезная штука, и о ней я вам ещё расскажу попозже!
4. Форс-мажоры.
Неприятный пункт, поскольку мы не всегда способны на него повлиять. Частенько в самый разгар рабочего процесса сучается что-то, чего мы никак не могли предугадать... Иногда надо срочно забрать домой заболевшего ребёнка, отвезти лекарства бабуле, набрать воды, которую перекроют через час, убрать потоп в ванной под сломавшейся стиральной машинкой... Всё-таки работать дома - это всегда экстрим, никогда не знаешь, что может тебя отвлечь в следующую минуту.
Но для борьбы с такого рода пробемами надо качать наш навык тайм-менеджмента, и тогда даже всякие эксцессы будут не страшны. Главное потом после борьбы с ними не вознаграждать себя парой часов "ничегонеделания", как я описала это в первом пункте :-)
5. Соцсети.
Вот их хочу выделить в отдельный пункт! Даже отделить от прокрастинации... Соцсети - это настоящая беда современности. Это убийца нашей эффективности, нашего времени, да и нашего мозга вообще.
Приучайте себя не открывать ничего на рабочем ноутбуке и оставлять на телефоне звук только на звонки, ведь обычно в экстренных ситуациях люди предпочтут именно позвонить.
Всё остальное должно быть под семи замками, пока вы работаете, иначе весь процесс будет постоянно прерываться ежеминутным подглядыванием то на одну страницу, то на другую, в итоге задача, которую вы планировали выполнять три часа, растянется на пять, полетит в тар-тарары и план на день, и мотивация, и все дедлайны... А так и до депрессии недалеко. Делу время - соцсетям час. Пора бы уже нам всем поставить себе что-то вроде "родительского контроля" - "самоконтроль фринсера". Ограничил себе соцсети на два часа в день, исчерпал лимит - до свидания, сразу поймёшь, что использовал его, когда планировал работать, а на реальный отдых уже ничего не осталось... И призадумаешься при таком раскладе - "Что-то я точно сделал не так!".
А что, полезное приложение будет, хорошая идея для стартапа, как говорится....