- Текст Дарья Касьянова
Иллюстрация ottokim
«Шутка смешная, ситуация страшная» — эта фраза-прибаутка, перекочевавшая из очередной смешной картинки в интернете, мозолив глаза, крутилась, остро щекотала язык каждый раз, когда заходила речь о заграничном, далёком-предалёком полумистическом вирусе с иронично-величественным названием. Здоровый скепсис и мнимые отдалённость с изолированностью провернули дерзкую, но никем не замеченную махинацию, превратившись в неиссякаемый поток остроумного непроглядно чёрного юмора.
Начало марта выдалось невероятно свежим с почти по-летнему тёплым ветерком и приятно ослепительным тихим звоном капели, и бодрым журчанием ручейков. Расслабляющим и умиротворяющим. Прямо как первые пять минут фильма-катастрофы.
Шутка вышла из-под контроля» — жгло язык и зудело всё лицо, второпях прикрытое маской. Самой последней в собственном арсенале. Непроизвольно сжавшись всем телом от, как казалось тогда, молчаливо настороженных косых взглядов окружающих, меня чуть знобило странным холодком в битком наполненном прогретом автобусе. Осознание того, что никакой, даже самой призрачной и безобидной шутки не было с самого начала, пришло почти одновременно со склизким и душным страхом, обернувшим и стиснувшим горло.
Я изучала, почти препарировала его до метафоричных атомов. Благо, что обстановка располагала – в первую неделю непонятного карантина-каникул почти все, по ощущениям, были слегка потеряны и дезориентированы. Я долго пыталась понять природу этого странного испуга, пробравшего всё сознание и засевшего где-то «под коркой», уютно так обосновавшись. Он почти перестал беспокоить уже на второй неделе, оказавшись внезапно привычным и знакомым.
Причину такого быстрого полного принятия помогла обнаружить, как ни странно, ещё одна присказка.
«Точно ящур бушует» — как-то сыронизировал кто-то из домашних, вернувшись с резко опустевшей улицы.
Меня не огрело больно прозрением по затылку и не зазвенело пронзительно в ушах. Всего лишь уже за полночь обнаружила, что история моих последних запросов состоит исключительно из различных комбинаций слов «мор», «чума» и «чёрная смерть».
Загорелась ли я историей пандемии, выкосившей более половины населения средневековой Европы от простого любопытства и воли случая? Вполне возможно. Схватилась ли я с остервенением за эту тему в попытке отогнать обжигающе холодную безнадёгу, чтобы просто-напросто приободриться? Определённо.
Тем не менее представляю список разношёрстных фактов, своеобразных хайлайтов из всем известной, но чрезвычайно неоднозначной и просто мутной истории Чёрного мора, которые странным образом сочетаются или же забавно контрастируют с нынешней ситуацией в мире.
Сведение того, что массовое распространение чумы XIV-XVII веков началось в Восточном Китае, предлагаю опустить и воздержаться от грубых шуток в сторону представителей азиатских народностей. Не будем же мы брать пример с наших средневековых предков и устраивать на них массовые гонения, как на иудеев в те времена из-за суеверия и злой мнительности? Мы же выше этого, правда?
Лучше обратиться к внешним факторам возникновения «чёрной смерти», которые заключаются в естественном глобальном похолодании, сопровождающимся циклическими засухами и контрастными проливными дождями. Не знаю, как вы, но я нахожу грустно-забавным современный своеобразный реванш природы. Пока она стремительно затягивает озоновые дыры и расширяет ареалы жизни представителей флоры и фауны, напряжённые, резко вспомнившие про осторожность и бдительность людишки, в большинстве своём, прячутся в своих «норках», подобно грызунам, которые столетия назад были переносчиками опасной заразы. Кажется, мы поменялись ролями, да?
Сравнивать уровни современного и средневекового медицинского знания, и осведомлённости о путях передачи инфекции в частности, чрезвычайно уморительно, но едва ли имеет какой-либо смысл. Концепция домашних пауков, способных адсорбировать ядовитые пары, конечно, весьма милая, но жалкая. Ради справедливости лишь отмечу, что современные предписания народной медицины, всегда находящей ответы на все вопросы, к счастью, не столь экзотичны. Идея с общеукрепляющим принятием в пищу лимонов и корня имбиря была бы весьма безобидна, но торговые уловки спекулянтов и напряжённая экономическая ситуация возвели её почти вровень с помешательством.
Кстати говоря, пара слов о массовых психозах не будет лишней. Феномен хореомании, который расцвёл и приобрёл
пугающие масштабы именно в период буйства чёрного мора, даёт массу материала для размышлений насчёт отпечатка стресса на человеческую психику. Дикие многочасовые танцевальные марафоны полуобезумевшей толпы, конечно, кажутся смехотворными и даже фантастично-абсурдными. Примерно так же, как и смётанные до пустых полок в магазинах особо впечатлительными гражданами гречневая крупа с туалетной бумагой, да?
На такой около комедийной ноте, пожалуй, остановлюсь в поисках глубинных, сакральных перипетиях абсолютно не связанных событий. На всякий случай лишь уточню, что большая часть, если не всё это «исследование» было произведено исключительно в целях поднятия настроя и боевого духа. Если хотя бы что-то из прочитанного вызвало у вас скромную, пускай и грустную усмешку, значит, всё было не зря.
Значит, у нас всех ещё есть шанс на выздоровление от этого угнетающего страха. Значит, есть надежда на его превращение в исцеляющую надежду.