«Русская душа» на протяжении столетий вдохновляла не только отечественных деятелей культуры. Иностранные музыканты, посетившие нашу страну, посвящали ей свои произведения, а некоторые даже оставались здесь жить. «Культура.РФ» рассказывает о зарубежных музыкантах, очарованных Россией.
Штраус в Петербурге
«Король вальсов» Иоганн Штраус-младший приехал в Россию в 1856 году, соблазнившись баснословным гонораром в 22 тысячи рублей за сезон. Его пригласили дирижировать летними концертами в вокзале города Павловска, недалеко от Санкт-Петербурга. За десять лет работы Штрауса в Павловске этот городок стал центром столичной концертной жизни, а здание вокзала, в котором раньше просто обедали под музыку в ожидании поезда, превратилось в концертный зал, куда люди специально приезжали из Петербурга послушать лучшие сочинения. Во время концертов Штраус исполнял не только музыку собственного сочинения, но и произведения других авторов: Шарля Гуно, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, — а также музыку русских композиторов. Причиной разрыва отношений Штрауса с Россией стала несчастная любовь к русской девушке Ольге Смирнитской. Родители потенциальной невесты безжалостно отвергли предложение руки и сердца композитора, и вскоре он покинул страну. В память о России Штраус написал, в частности, польку «Ольга» и вальс «Прощание с Петербургом».
Лист и «Могучая кучка»
Великий пианист-виртуоз, композитор и общественный деятель Ференц Лист также несколько раз посещал Россию с гастролями (в 1842 и 1848 году) и с тех пор так или иначе активно участвовал в российской музыкальной жизни. Его общение с композиторами «Могучей кучки» во многом повлияло на формирование русской национальной фортепианной и композиторской школы. Среди «русских» сочинений Листа — виртуозные фортепианные транскрипции «Марша Черномора» из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и романса Александра Алябьева «Соловей». В зрелые годы Лист внимательно следил за творчеством своих российских коллег и даже принял участие в шуточном коллективном сочинении Александра Бородина, Цезаря Кюи, Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова «Парафразы» для фортепиано в три руки, сочинив в 1881 году для его второго издания одну из вариаций.
«Русский сувенир» Брамса
Русская музыка вдохновляла не только композиторов, живших в России, но и тех, кто никогда в ней не был. Например, Людвиг ван Бетховен включил несколько русских и украинских песен в свои сборники «Песни народов мира» («Volkslieder») для голоса в сопровождении фортепианного трио. А в начале 1850-х годов в Германии вышли в свет несколько музыкальных фантазий на русские и цыганские темы для фортепиано в четыре руки, объединенные общим названием «Русский сувенир» («Souvenir de la Russie», что можно также перевести, как «Воспоминание о России»). Автором был указан некий композитор под псевдонимом Г.В. Маркс. И только уже в 1970-е годы исследователи окончательно подтвердили, что автором «Русского сувенира» был великий Иоганнес Брамс. Будучи серьезным академическим композитором, автором монументальных симфоний, он стеснялся того, что вынужден писать популярную музыку, чтобы заработать, и потому издавал ее под псевдонимом. Брамс не бывал в России, но тонко уловил особенности русского музыкального мышления: его «Русский сувенир» давал европейской публике вполне достоверное на тот момент представление о русской музыке.
Автор: Алексей Сканави