Найти тему
Эхо войн ХХ века

Надежда Японского императорского флота. Истребитель Nakajima C6N. Последний сбитый самолёт второй мировой войны.

"Nakajima C6N" был разработан как разведывательная платформа для Императорского флота Японии во время Второй мировой войны построено было менее 500 штук.ото самолёта

Nakajima C6N. Взято  с открытого источника
Nakajima C6N. Взято с открытого источника

Нуждаясь в носителе, способном, дальнобойном, надводном исполнителе для разведывательной роли, IJN (Императорский японский флот) 2-й мировой войны (1939-1945) инвестировал в разработку и последующую закупку нового типа боевых самолетов - "C6N" "Saiun" ("окрашенное/радужное облако") от компании Nakajima Aircraft Company. Самолет был создан в 1942 году и впервые поднялся в воздух в виде прототипа 15 мая 1943 года. Серийное обслуживание началось в августе 1944 года, и эти усилия привели к серийному производству, всего изготовлено 463 единиц до капитуляции Японской империи (и формального окончания Второй мировой войны) в августе 1945 года.

фото  Nakajima C6N. Взято wikipedia.org
фото Nakajima C6N. Взято wikipedia.org

Первоначальное требование было ориентированно на производительность типа, способного выдерживать скорость 643 километра в час, которая могла бы выдать до 4625 километров. Это привело к созданию тандемно-двухмоторного прототипа Nakajima "N-50", который в конечном итоге превратился в более традиционную конструкцию. Чтобы извлечь выгоду из все еще находящегося в разработке радиального двигателя Nakajima "Homare" мощностью 2000 лошадиных сил. Несмотря на свой потенциал на бумаге, двигатель на самом деле был меньше, чем рекламировалось, что привело к ключевому акценту на экономию веса планера в других частях конструкции Nakajima.

фото  Nakajima C6N. Взято wikipedia.org
фото Nakajima C6N. Взято wikipedia.org

В целом самолету была придана весьма условная конструктивная форма, включавшая в себя размещение носового двигателя, рядное сидение для многоместного экипажа и одноребренное хвостовое оперение. Грот-самолеты были низко установлены по бокам очень тонкого фюзеляжа и установлены немного впереди миделей. Ходовая часть была убирающейся и имела "хвостовое тяговое устройство" для наземного хода. Одним из наиболее отличительных физических качеств самолета был его продолжительный "тепличный" купол, который покрывал всех трех членов экипажа - секция кабины занимала почти половину всей длины самолета.

В центре конструкции находился двигатель собственного производства NK9B "Homare 11"- 18-цилиндровая радиально-поршневая силовая установка с воздушным охлаждением, приводящая в движение трех-или четырехлопастный гребной винт в носовой части. Выдавая 1 991 лошадиную силу, эта силовая установка пыталась обеспечить обтекаемую и легкую раму с исключительной прямолинейной скоростью. Скорость стала основным средством выживания для "C6N", поскольку только один 7,92-мм пулемет тип-1 будет перевозиться на гибком креплении в задней кабине для самообороны.

Из-за низкой производительности Homare, Nakajima работал еще в двадцати трех прототипах, чтобы следовать оригиналу в попытке сгладить существующие проблемы и ускорить общее развитие. Несмотря на это, двигатель так и не оправдал ожиданий, и эта дополнительная работа в конечном итоге несколько задержала поступление самолета на вооружение военного времени.

Первоначальные эксплуатационные версии были обозначены как "C6N1", и первоначальные результаты были довольно впечатляющими, поскольку легкий самолет часто мог опережать преследователей, посланных ему навстречу, даже самые быстрые типы американских ВМС, такие, как Grumman F6F "Hellcat". Несмотря на его развитие в качестве палубного разведывательного самолета, потери для японцев к концу 1944 и началу 1945 года означали, что C6N, как правило, эксплуатировались с наземных баз в течение оставшейся части войны.

Фото Nakajima C6N1-1. Фото взято с открытого источника.
Фото Nakajima C6N1-1. Фото взято с открытого источника.

"C6N1-1" был предложен в качестве проектируемого торпедоносца, сохранив свой экипаж из трех человек, но потребность в таком летающем оружии уменьшилась, поскольку японские потери возросли в Азии и Тихом океане. "C6N1-S" был специализированным ночным истребителем (переделанным из существующего запаса "C6N1"), который уменьшал оперативный экипаж до двух человек, включал применимое оборудование ночного боя и нес 1-х 30 мм Тип 5 или 2-х 20 мм Тип 99-1 автоматические пушки в наклонно-угловом креплении (это расположение оружия позволяло атакующему двигаться под вражескими бомбардировщиками и выпускать смертельный выстрел пушечного огня в уязвимое брюхо через направленные вверх пушки). Однако японская радиолокационная сеть снизила общую эффективность этого столь необходимого средства сдерживания бомбардировщиков, и ценность ночных истребителей была крайне ограничена.

Фото Nakajima C6N. Взято из открытого источника.
Фото Nakajima C6N. Взято из открытого источника.

Появилось по меньшей мере пять других тестовых проектов, связанных с "C6N", включая "модель 12" с турбированным двигателем Homare и четырехлопастным пропеллером, причем два прототипа были завершены из запаса "C6N1". "Сайун Кай-1" был предлагаемым двухпушечным высотным ночным истребителем, который никуда не летел. На "Сайун Кай 2" должен был разместиться турбированный двигатель "Mitsubishi На 43-11 Ru" мощностью 2200 лошадиных сил, но только один прототип был частично завершен до конца. "Сайун Кай 3" был еще одной предлагаемой формой торпедоносца, и "Сайун Кай 4" должен был в значительной степени полагаться на древесину в своей конструкции из-за нехватки ресурсов в японских военных усилиях. "C6N" никогда не экспортировался и был отправлен в отставку, как только война закончилась в 1945 году. Все существующие примеры были либо испытательными подразделениями, либо действовали под знаменем "IJN" в общих авиагруппах и примерно в трех эскадрильях камикадзе. В качестве интересной стороны, и несмотря на присущую самолету скорость, серия "C6N" имеет честь стать последним самолетом, который будет уничтожен во всей Второй мировой войне. Этот несчастный пример "C6N1" стал жертвой лейтенанта-коммандера Рейди из Военно-морского флота Соединенных Штатов 15 августа 1945 года.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.