Сегодняшний маршрут завершит знакомство с промышленными застройками конца XIX начала XX веков, расположенными в юго-восточной части Даниловского района, и пройдет по Павелецкой набережной и прилегающей территории. Название дано по проходящей рядом Павелецкой железной дороге, «которая получила это имя, когда ее начальный участок был доведен до Павельца. В результате этот скромный поселок городского типа приобрел большую известность, так как дал имя не только дороге, но и Павелецкому вокзалу» («Имена московских улиц», 1975 г.). Первая достопримечательность на маршруте – это водонапорная (водоёмная) башня, являющаяся в настоящее время памятником архитектуры. Она расположена возле станции «Москва-Тов. Павелецкая» в начале 1-го Павелецкого проезда.
Водоёмная башня была построена в 1898 году по заказу Общества Рязано-Уральской железной дороги по проекту инженера Н.А. Виноградова в соответствии с предложенной инженером Роткевичем схемой располагаемых друг под другом баков с водой. Верхний (основной) бак и нижний (запасной) имели емкость по 4 кубических саженей, что составляет 38,85 м3 на бак. Это позволяло чистить и ремонтировать один из баков, сохраняя непрерывность водоснабжения станции и депо. По этому типовому проекту на железной дороге было построено более 80 водонапорных башен. Фасады оформлены в кирпичном стиле. Видно, что самый верх сооружения перестроен позже- кирпич другой, да и стены не круглые, а в виде граней. С ж/д платформы можно увидеть просветы в маленьких верхних окошках - стало быть кровля находится в плохом состоянии у этого объект культурного наследия.
На рубеже XIX÷ XX веков среди отраслей промышленности в России одной из передовых было производство продуктов питания и как следствие получило развитие направление по изготовлению упаковки. На Павелецкой набережной по адресу дом №2 располагалась фабрика металлических коробок «Генерального общества французской ваксы в Москве», известная как фабрика «А. Жако и Ко». Ассортимент фабрики был очень разнообразный: от жестяных коробок для консервов, чая, кофе и конфет до бидонов, портсигаров и рекламных вывесок. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году продукция фабрики была отмечена высшей наградой. Кроме того, здесь фабричным методом выпускали иконы, для производства которых были приглашены иконописцы из Палеха и Мстеры. Сложный метод нанесения рельефного рисунка, филигранное выполнение изделия может удивить и в настоящее время.
После экспроприации и национализации фабрику переименовали в завод №9 «Пресс». В 1942 году здесь был создан первый в стране Московский завод внутришлифовальных станков, переименованный в 1959 году в Московский завод координатно-расточных станков «МЗКРС». Он выпускал продукцию для большого числа машиностроительных заводов СССР, а также экспортировал ее в 60 стран. Как и многие российские предприятия завод прошел путь приватизации, который привел его к банкротству в 2011 году и окончательному закрытию. В настоящее время здесь размещается деловой квартал «Loft Ville».
На Павелецкую набережную обращен фасад дома №2, с.16 постройки 1912 года.
Нежилой дом №2, с.7 построен в 1908 году.
Со стороны железной дороги можно увидеть жилые дома, некоторые из которых входят в программу реновации, как, например, этот панельный дом с балконами «на ножках». Дом №4, к.3, построенный в 1962 году.
Далее по 2-му Павелецкому проезду в направлении набережной есть несколько старых построек. Дом №4. Двухэтажный нежилой дом был построен в 1930- годы. Настоящее дома – это арендаторы.
Дом №4А. Четырехэтажное здание колледжа сферы услуг №32 постройки 1938 года.
На 2-м Павелецком проезде расположен один из входов на территорию Булочно-кондитерского комбината «Москворечье». Дом №7.
Хлебозавод-автомат №7 был построен в 1932-1933 годах в стиле конструктивизм. Корпуса цилиндрической формы были спроектированы в соответствии с технологическим процессом кольцевого хлебопечения, разработанным инженером Г.П. Марсаковым. Основным изделием завода был пшеничный батон. В Москве в 1930-х годах было построено несколько подобных заводов. Еще в начале 2000-х завод на Павелецкой выпускал 200 т хлебобулочных и 12 т кондитерских изделий в сутки. В настоящее время завод закрыт из-за банкротства его владельца. С 2016 года здание не входит в список построек, обладающих признаками объекта культурного наследия и дальнейшая его судьба пока не решена. Хотелось бы думать, что здесь, как вариант, расположится новый творческий квартал по типу бывшего хлебозавода №9 на «Дмитровской», потому что деловых и жилых кварталов в районе, наверное, уже достаточно. Так завод выглядел при постройке.
Так он выглядит сегодня.
Жилой десятиэтажный дом №4 главным фасадом обращен на Москву-реку. Здание было построено в 1956 году.
На 3-м Павелецком проезде в доме №2 располагается пожарная часть №6. Здание возведено в 1953 году.
На набережную «выходит» территория больницы №56. Дом №6. Трех÷четырехэтажный корпус из крупных блоков был построен в 1937 году.
После возведения в нем размещался родильный дом, во время ВОВ – военный госпиталь.
Больничный корпус дом №6, с.2 постройки 1956 года. На кирпичных стенах отделка из кирпича контрастного цвета.
В 1864 году на самой окраине Кожевенной слободы уроженцем Пруссии Генрихом-Георгом Шлихтерманом была построена прядильно-красильная фабрика. Дом №8. До октябрьской революции 1917 года на фабрике работало около 500 человек, и она производила 100 тысяч пудов (1 638 т) пряжи в год. История этого предприятия – это история всех московских (и российских) фабрик и заводов конца XIX ÷начала XX веков. Национализация, приватизация, банкротство. От бывшего Московского картонажно-полиграфического комбината, коим фабрика Шлихтермана стала в 1968 году, сегодня осталось только историческое название. Старая промзона активно застраивается жилым комплексом «Резиденция композиторов». И хотя в первоначальном проекте предусматривалось сохранить некоторые важные исторические здания фабрики, такие как дом управляющего (1864 года постройки), в окончательном варианте не сохраняется ничего из краснокирпичной застройки.
Прогулка по промзонам на юго-востоке района завершена. Городские путешествия продолжатся.