Найти тему
Лидеры кино

«Атлантика». Африканские призраки Мати Диоп

Журнал “Афиша Daily” назвал полнометражный дебют Мати Диоп “Атлантика” “важнейшим кино из Сенегала за последние 50 лет”.

                                     "Атлантика" - фильм о романтической любви!
"Атлантика" - фильм о романтической любви!

На обсуждении фильма в киноклубе «Арт – кино» говорили о том, что хотелось бы увидеть мир Африки глазами самого африканца. Но насколько это возможно? Тем более если ставить задачу прославится на весь мир.

А Мати Диоп это удалось. Она - первая темнокожая женщина-режиссер, получившая на Каннском кинофестивале премию Гран-при. Сделать это ей было гораздо проще, чем африканцу. Она родилась в Париже в семье известного музыканта и дяди – знаменитого кинорежиссера. К моменту съемок фильма «Атлантика» имела призы международных фестивалей за короткометражки. Работа над дебютным полнометражным фильмом заняла 10 лет.

Фильм снимала  известный французский кинооператор Клер Матон
Фильм снимала известный французский кинооператор Клер Матон

Название фильма – «Атлантика» подсказывает нам главный образ ленты. Он пройдет через весь фильм. Дакар - самая западная точка континентальной Африки. Отсюда по Атлантическому океану ежегодно мигрируют в Испанию сотни молодых людей, рискуя жизнью и нередко погибая. Мати Диоп вспоминает: «В Сенегале на стенах домов я часто встречала надписи: «Барселона или смерть». И тогда Я решила рассказать историю об исчезнувших парнях с точки зрения женщин. Я придумала, что призраки этих мальчиков вернутся назад, потому что у них нет могил: они умирают в океане».

-3

.Оставшейся без погибшего в океане Сулеймана Аде вроде ничего и не светит, как выйти замуж за просватанного родителями предпринимателя Омара. При этом никто не гарантирует, что он тут же ни заведет вторую жену. Сенегал – страна с мусульманскими обычаями. Здесь разрешено многоженство, нормальной считается предбрачная процедура - «экспертиза девственности» . Аде придется ее пройти.

Законы Сенегала фактически сохраняют бесправное положение женщин.

Но Мати Диоп придумывает сюжет, в котором призраки и живые люди поддерживают в этом фильме мистическую связь. А это уже сила, с которой не так просто справиться.

Призраки погибших в океане парней вернутся в образе женщин с горящими глазами. В доме магната, обманувшего парней с оплатой труда, они потребуют деньги. Богачу Омару будет обеспечен поджог роскошной белой кровати. Поступок немедленно вызовет следствие.

-4

Аду начнет допрашивать детектив, ибо ясно: Сулейман вернулся. И однажды детектив даже увидит его, просматривая видео свадьбы Ады. Причем увидит в облике самого себя. Ночью он прицепит себя к кровати. Но тщетно: встреча влюбленных Сулеймана и Ады все равно состоится. В комнату войдет детектив, поначалу напугав Аду. Но тут же словно из Зазеркалья появится Сулейман, вернее, дух погибшего Сулеймана. Итог фильма один: детектив положит флешку с заведенным делом на стол начальника и скажет «Дело закрыто».

Африка способна выразить хотя бы символическое неповиновение. Ее облик загадочен и многолик. Действия и поведение персонажей подчинены иррациональной логике легенды, мифа или сказки. Фантастика здесь неотъемлемая часть картины мира, с ней в согласии жили еще со времен древности.

-5

Подобно тому, как строящийся в фильме небоскреб возвышается над трущобами Дакара, так ритмы набегающих волн океана, необычный облик африканских девушек и экзотическая арабская музыка поднимают нас к любви к этому континенту, переживающему столь трудные времена.

Владимир Жерехов