Журнал “Афиша Daily” назвал полнометражный дебют Мати Диоп “Атлантика” “важнейшим кино из Сенегала за последние 50 лет”.
На обсуждении фильма в киноклубе «Арт – кино» говорили о том, что хотелось бы увидеть мир Африки глазами самого африканца. Но насколько это возможно? Тем более если ставить задачу прославится на весь мир.
А Мати Диоп это удалось. Она - первая темнокожая женщина-режиссер, получившая на Каннском кинофестивале премию Гран-при. Сделать это ей было гораздо проще, чем африканцу. Она родилась в Париже в семье известного музыканта и дяди – знаменитого кинорежиссера. К моменту съемок фильма «Атлантика» имела призы международных фестивалей за короткометражки. Работа над дебютным полнометражным фильмом заняла 10 лет.
Название фильма – «Атлантика» подсказывает нам главный образ ленты. Он пройдет через весь фильм. Дакар - самая западная точка континентальной Африки. Отсюда по Атлантическому океану ежегодно мигрируют в Испанию сотни молодых людей, рискуя жизнью и нередко погибая. Мати Диоп вспоминает: «В Сенегале на стенах домов я часто встречала надписи: «Барселона или смерть». И тогда Я решила рассказать историю об исчезнувших парнях с точки зрения женщин. Я придумала, что призраки этих мальчиков вернутся назад, потому что у них нет могил: они умирают в океане».
.Оставшейся без погибшего в океане Сулеймана Аде вроде ничего и не светит, как выйти замуж за просватанного родителями предпринимателя Омара. При этом никто не гарантирует, что он тут же ни заведет вторую жену. Сенегал – страна с мусульманскими обычаями. Здесь разрешено многоженство, нормальной считается предбрачная процедура - «экспертиза девственности» . Аде придется ее пройти.
Законы Сенегала фактически сохраняют бесправное положение женщин.
Но Мати Диоп придумывает сюжет, в котором призраки и живые люди поддерживают в этом фильме мистическую связь. А это уже сила, с которой не так просто справиться.
Призраки погибших в океане парней вернутся в образе женщин с горящими глазами. В доме магната, обманувшего парней с оплатой труда, они потребуют деньги. Богачу Омару будет обеспечен поджог роскошной белой кровати. Поступок немедленно вызовет следствие.
Аду начнет допрашивать детектив, ибо ясно: Сулейман вернулся. И однажды детектив даже увидит его, просматривая видео свадьбы Ады. Причем увидит в облике самого себя. Ночью он прицепит себя к кровати. Но тщетно: встреча влюбленных Сулеймана и Ады все равно состоится. В комнату войдет детектив, поначалу напугав Аду. Но тут же словно из Зазеркалья появится Сулейман, вернее, дух погибшего Сулеймана. Итог фильма один: детектив положит флешку с заведенным делом на стол начальника и скажет «Дело закрыто».
Африка способна выразить хотя бы символическое неповиновение. Ее облик загадочен и многолик. Действия и поведение персонажей подчинены иррациональной логике легенды, мифа или сказки. Фантастика здесь неотъемлемая часть картины мира, с ней в согласии жили еще со времен древности.
Подобно тому, как строящийся в фильме небоскреб возвышается над трущобами Дакара, так ритмы набегающих волн океана, необычный облик африканских девушек и экзотическая арабская музыка поднимают нас к любви к этому континенту, переживающему столь трудные времена.
Владимир Жерехов