Найти в Дзене
PLATON

"Поезд в Пусан 2: Полуостров": Крутецкий забористый боевичок, упорно старающийся со зрителя выжать слезу

О-хо-хо, какой подходящий материал отснял корейский постановщик Ён Сан-хо для годного контента на интересную тему. Почему нам как зрителям порой сложно проникнуться происходящем на экране в той мере, в какой от нас рассчитывает режиссёр? - этот вопрос заслуживает отдельной статьи, но попробую-ка как бы между прочим вписать свои мысли по этому поводу в обзоре на недавнюю новинку, с одной из которых открылись кинотеатры. Правда, что-то всё переносится на 21 год, в лучшем случае на декабрь, так что пировать рано, но речь не об этом)


ПОЕЗД В ПУСАН 2: ПОЛУОСТРОВ / 2020 / боевик, зомби-апокалипсис

Примечательно, что хоть этот фильм и нельзя назвать сиквелом «Поезда в Пусан» 16 года в полном смысле слова, но сравнений с ним как не моги, не сможешь избежать. Первая часть была социальной драмой, где мы наблюдали за разными героями, которые в определенных обстоятельствах, не самых лучших, разумеется, вставали перед этическим выбором: рисковать ли своей жизнью ради спасения других людей? И слоган оригинального фильма достаточно ярко отражает главную мысль – «Остаться в живых или остаться человеком». Тема зомби, по сути-то, была лишь фоном для иллюстрации столкновения людей со своими пороками и друг с другом, которые, меняясь на протяжении ленты, совершают определяющие важные для исхода событий поступки. И финал нашёл во мне отклик. Было грустно, очень грустно. А вот обсуждаемый «Полуостров» хоть и начинается с драмы в стиле первого фильма, но чуть позже уходит в совершенно другую степь. В частности, он берёт за основу сеттинг зомби-пандемии вместе с уже поднимаемыми ранее темами, другими словами, как бы, заимствует вселенную.

И этот момент на самом деле довольно спорный. И не потому, что оценивая фильм как продолжение, мы столкнёмся с проблемой его ненужности. Мол, все идеи были раскрыты в оригинале, здесь же они никак не развиваются. Да и на первый план выступают новые герои в совершенно новом сюжете, отличного от старого даже по жанру. По итогу фильм будет восприниматься пустышкой-мясорубкой. А вот оценивая его так, как он себя позиционирует, то есть спин-оффом в классическом понимании – всё становится на свои места. Ведь вся фишка спин-оффа в простом заимствовании популярной темы и не более. Она может быть максимально ответвлена от исходного продукта и не обязана давать что-то большее. Поэтому проект априори вторичен и необязателен, и также может быть слабее, но плохой ли по итогу?

-2

На экране разворачивается забористое действие, в центре которого несколько сюжетных линий. Одна из них включает в себя главного героя с компанией, приехавших на полуостров, населённый зомби с бандитами, за грузовиком с деньгами. Им в Гонконге пообещали за них аж полдоли. Вторая включает в себя местных выживших в лице двух девочек, одна постарше, другая помладше, их маму и деда. В третьей линии плохие люди промышляют свои злые дела. Потом же эти линии само собой склеиваются да пересекаются. Все герои, какие тут есть, особо не прописаны настолько глубоко, чтобы за них было можно переживать или с интересом следить за их мыслями. Но как минимум, у них у всех есть конкретная цель, которую можно достичь, совершив определённый квест, и сюжетная функция – как правило, либо драматическая, либо комедийная. Мне всё это напомнило какую-то компьютерную экшен-игру, где для выполнения задачи игрокам требуется помеситься в увлекательном боевичоке. Именно что увлекательном. Здесь в наличии и стильно поставленные гонки на машинах, и выразительная музыка на фоне, плюс к этому графика хоть и явно чересчур нереалистичная, но сочетающаяся со всем происходящим. Герои общаются простыми функциональными диалогами, которые вертятся исключительно вокруг сути, да и в целом сквозит лёгкий приключенческий настрой, что идёт в плюс к развлечению, во-первых, к атмосфере, во-вторых. В этом во всём есть своё очарование, картинка привлекает внимание, всё остальное увлекательно и интересно.

-3

И здесь мы подходим к главному спорному моменту всего фильма. Дело в том, что режиссёр как будто боится идти до конца с тем фактом, что снимает незамысловатый, но очаровательный аттракцион. Он как бы понимает, что «Полуостров» является спин-оффом, но боится его делать слишком непохожим на оригинал, слишком далёким от его характера и смысловой нагрузки. Поэтому решает использовать разные моменты из фильма 16 года в качестве референсов для «Полуострова». Ну, в конкретном случае это душещипательные ситуации, когда, например, один герой на грани жизни и смерти, другие плачут, обливаются слезами, и всё это под максимально чувственную, грустную такую, патетическую музыку. Несложно предположить, что в данном случае ожидается от зрителя, правда ведь? Я сам уже привык к такой экспрессии, характерной для корейских лент, да и вообще для восточных проектов. Взять даже аниме. В «Наруто», например, такой приём очень излюбленный, и он там работает на славу. Мы проходим с героями немало серий и времени, проникаемся ими, и вполне ожидаемо, если в чрезвычайно эмоциональных сценах с ними мы будем плакать.

В «Поезде в Пусане» было хорошо выдержано напряжение, обстоятельно прописаны характеры персонажей, каждый из которых проходил свою арку. В конце концов там была отлично выстроенная драматургия, концентрировавшая своё внимание на темах о человечности. Конечно, на уровне сознания мы можем принимать происходящее и то, как оно преподнесено, за чистую монету. Внешние художественные приёмы могут искусственно заставить нас эмпатировать. Но куда важнее, чтобы эта эмпатия зародилась где-то глубже, в подсознании, и давать основание для сопереживания должен сценарий. Именно за счёт сценария работал драматизм ситуаций в первом фильме, а не за счёт грустной музыки в паре с замедленным действием, как здесь. Эти приёмы могут быть органично вплетённым дополнением, призванным только подтолкнуть нас как зрителей проявить сформировавшиеся благодаря сценарию чувства через эмоции. Проще говоря, они должны помочь и без того еле сдерживаемым слезам выйти наружу.  Предпосылки для сопереживание задаёт сценарий! Если он их не вложил, ответной реакции ждать не стоит. Однако какая здесь может быть речь об органичности, когда чуть ранее девочка-подросток устраивала «Форсаж», переезжая на автомобиле зомбиков с невозмутимым лицом, а рядом ыгыгы-весёлая младшая сестрёнка смеялась, шутками обмениваясь со старшей. И это довольно весело и хорошо само по себе, в отрыве от притянутой за уши приторной драмы, которая здесь попросту неуместна.

-4

А во всём другом, вполне себе весёлое приключение. Представьте, что полуостров – это джунгли, а зомби – хищные животные. Ну пусть будут сказочные чудовища, привидения там, белые ходоки, я не знаю. Короче, боты, которые себя не осознают, за себя не отвечают, и естественная угроза, как для хороших, так и для плохих. А хорошим нужно пройти квест, собрать все монеты, устроить взрывной экшен, участвуя в смертоносных гонках с пулемётами, и обыграть плохих. Вот вам вполне работающая схема, и сеттинг тут мог быть абсолютно любой, он нужен здесь поскольку-постольку. И чем не развлечение вышло бы по итогу? Но режиссёр не ограничился этим, а попытался оправдать привязку фильма к «Поезду в Пусане» на эмоциональном уровне, вылив борщ в компот, что хорошо по отдельности, но как-то так себе сочетаются вместе.