Клад оружия и бытовых вещей был обнаружен в Ипатьевском переулке недалеко от сохранившейся доныне церкви Троицы в Никитниках. Здесь, на территории Великого посада в XVI веке располагались древнейшие московские монастыри, государевы приказы и дворы знатных феодалов. Осенью 1969 г., во время земляных работ на глубине 3,5 м, рабочие наткнулись на небольшой бочонок. Он стоял в подклете большого дома дворянской или боярской усадьбы, сгоревшего в пожаре 1571 г. В мае этого года к Москве неожиданно подступила орда крымского хана Девлет-Гирея и подожгла город. Страшный пожар не оставил, по описанию очевидцев, даже обгорелого пня, к которому можно было бы привязать лошадь. В огне погибли двенадцать тысяч человек. Очевидно, не сумел избежать общей участи и владелец найденных вещей. Хотя, зачастую, люди вернувшиеся на пепелище, не могли отыскать точное место дома, а следовательно, и зарытых под ним сбережений.
В бочонке лежали боевые топоры, древнерусский “шолом” — шлем имеющий форму плавно вытянутого кверху конуса, железные стремена с широкой пластинчатой подножкой, длинные “засапожные” ножи. В составе клада оказалась и ручная пищаль – огнестрельное оружие.
По письменным источникам пищали, или как их еще называли “огневые ручницы”, были известны на Руси с XV в. В XVI в. они уже получают широкое распространение в Москве. На стволе сохранилась выбитая дата арабскими цифрами – “1555”, что заставляет предположить его изготовление иностранным мастером, поскольку в России в это время цифры обозначались буквами. Однако устройство фитильного замка имеет отечественную конструкцию. У российских замков курок двигался в сторону дульного среза, тогда как в замках западноевропейского производства направление движения было обратным. Деревянный приклад пищали не сохранился.
Вместе с оружием в том же бочонке были спрятаны не менее ценные хозяйственные предметы: топоры, сковородка, железный горшок, медное коромысло ручных весов и латунный литой рукомой-водолей.
Этот сосуд с шаровидным туловом, двумя зооморфными сливами и ручкой для подвешивания был изготовлен в Нидерландах. Подобные рукомои можно видеть на картинах голландского художника XVI в. Питера Артсена.
Этот водолей – великолепное произведение прикладного искусства, стоивший в Москве немалых денег, редкая находка. Несколько подобных сосудов сохранилось в крупнейших музеях мира: в петербургском Эрмитаже, в Музее декоративного искусства в Париже, в музее Шнютчен в Кёльне и в Метрополитэн – музее в Нью-йорке. Судя по составу клада, включавшего кроме дорогих хозяйственных предметов и оружие, его владельцем мог быть богатый дворянин.
То, что все эти вещи были сложены в бочонок, объясняется, возможно, тем, что хозяин готовился их куда-то перевозить, возможно, в очередной воинский поход.
Теперь содержимое Ипатьевского клада можно увидеть в экспозиции Музея археологии г. Москвы.