Посмертная маска Высоцкого
Когда Высоцкий умер, оказывается, с его лица снимали посмертную маску. Честное слово, ничего об этом не знала и была удивлена. Во-первых - зачем и во вторых, если уж снимать, то почему не слепки рук - символично было бы в контексте творческой личности, игравшего на гитаре.
Зачем
Никогда не понимала, зачем это надо, как и посмертные слепки кистей рук. Почему не сделать этого при жизни, если уж так хотелось? Как один из вариантов ответов - живому это не понравилось бы, а мертвому - все равно. Фотографии похорон тоже - странное дело, нет, чтобы поскорее забыть и помнить человека живым. Даже мумифицирование понятнее - человек будто "спит" и его облик не обезображен смертью. Мумифицирование это еще и научный эксперимент, который сопровождают ученые, которые изучают законы природы. Но посмертная маска...что можно узнать по ней? Для чего она нужна?
Изобретение предков
Прочитала по этой теме - маски в прошлом, например, делали, чтобы сохранить облик человека. Но тогда тот же вопрос - с живого то почему не сняли, если он так дорог и ценен для будущих поколений. Еще одно объяснение нашла такое - маски помогают сделать памятник, скульптуру. Но почему с мертвого.
По маске Есенина, например, криминалисты пришли к выводу о насильственной смерти. Так ли это? По слепку можно это понять? Если есть спецы, делитесь опытом и знаниями, а то, правда, непонятно.
Говорят, что первыми завели моду на маски фараоны. Но маски клали в гробницу, а не оставляли дома, чтобы созерцать, когда соскучатся. Маска имела ритуальное значение, связанное с обрядом погребения.
Не знаю как вам, а мне - зачем маски делали, понятнее не стало, если только маску не делали предметом для контактов с миром мертвых. Но этот аспект, полагаю, мы обсуждать не будем.
Инструкция
Представим, как все это происходит. Умерший лежит. Рядом кипит работа, деловито суетится народ, глину или гипс размешивают. Технология, на мой взгляд, за тысячи лет должна была поменяться. Наверняка есть современные материалы, более пластичные и прочные. Это к специалистам. У нас тема другая - зачем, имеющая нравственный аспект.
Уши не гипсовать
Маска снимается до вскрытия. Сначала лицо и волосы смазывают вазилином или жирным кремом. Все размазывать тонко, иначе маска не отразит мельчайшие морщинки и изъяны, если хотите, чтобы они непременно были. Лицо заливается гипсовым раствором. Голову надо обернуть полотенцем, чтобы маска не сползла. Уши не гипсовать - иначе маску потом не отдерете, только с ушами, спаси господи.
Гипсовать слоями
Гипс наносится кисточкой, начиная обо лба, слоями. Первый - 1 см. Дать подсохнуть- еще слой и так несколько раз. Самая надежная глубина слоя - 2-3 см. Дать затвердеть. Снимать, берясь за край от подбородка. Для прочности используют еще проволочный каркас. Если кому надо, можете поинтересоваться на специализированных сайтах.
Краска для натуральности
Снятая форма намазывается вазелином, переворачивается углублением вниз и в эту чашу наливается гипс, который разводится до состояния густой сметаны. В раствор добавляется охра или другая краска, чтобы маска смотрела понатуральнее.
С одного слепка можно сделать сколько хочешь масок. И снова вопрос - зачем.
Звезда по имени Марина Влади
Теперь о Марине Влади. Кто это, объяснять не надо. Высоцкий ее не просто любил, а был одержим ею. Это можно понять - иностранка, известная там актриса. У нас тоже стала известной после "Колдуньи". О такой женщине только мечтать. У Губина есть песня "Такие девушки, как звезды" и слова про то, что если ты обычный парень, то, извини.
Если Влади - звезда, то Высоцкий - солнце
Влади для Высоцкого была такой же звездой, прекрасная инопланетянка. Только Высоцкий не был обычным парнем. Он был гением своего времени, воплотившем своим творчеством самое важное для большинства, живущих в нашей стране. За границей Высоцкого быть не могло. Он рожден именно нашим временем, советским, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Сильных было несоизмеримо больше. Потому и Высоцкий был таким - безграничным и реальным, как страна, история и люди, которые питали его вдохновение.
Предположение
Влади для Высоцкого была звездой, которой он подставил руки, ни на что не надеясь. Тут вопросов нет. А она возьми, да упади в них. Вопрос - почему. Всегда казалось, глядя на их совместные фото и видео - он, да - любит, а она - только позволяет.
Интервью Влади
И тут как назло, попалось интервью Влади, в котором она сообщила то, чего я, например, не знала и что поразило, как громом.
Журналист спрашивает:
-На парижском аукционе, на котором вы распродали вашу коллекцию и личные вещи, последний автограф Высоцкого ушел за €200 тыс. Тогда вас обвинили чуть ли не в предательстве памяти великого поэта.
Ответ:
"- Автограф, к счастью, купили русские для Музея Высоцкого в Екатеринбурге, созданном с огромной любовью. Там воссоздана комната в петербургском отеле, где мы жили, стоит «Мерседес», который я привезла из Германии… На этом аукционе я продала свои картины, скульптуры, книги, а собственно Володиных вещей там было всего три или четыре плюс его фотографии.
Его посмертную маску я снимала своими руками. Мне нужны были деньги, потому что у меня самая низкая пенсия из всех возможных во Франции — около €1,2 тыс. Все, кто писал, что я тем самым продала свою душу, пусть убираются куда подальше".
(целиком интервью тут) https://iz.ru/940781/iurii-kovalenko/volodia-inogda-eshche-mne-snitsia
Вот эта информация и была шоком.
Сам факт снятия маски (не рук, а лица) и аргумент - мне нужны были деньги. И посылание подальше всех, кого это шокировало, значит и меня тоже.
Его любили все, а он - только ее
В самом деле, кто я такая, чтобы осуждать эту знаменитую тетю. Никто, если не принять во внимание, что мне Высоцкий тоже нравился и нравится. А после фильма "Как царь Петр арапа женил", в Высоцкого было влюблено пол страны.
Сама идея - намазать его мертвое лицо глиной и что-то там еще с ним делать только потому, что у тебя пенсия маленькая, в мою голову и душу не влезает как квадратное в треугольное. Это еще слабо сказано потому, что у большинства влюбленных в Высоцкого никаких отношений с ним не было и быть не могло. Он для нас и был той самой звездой, которая дарила свой свет и тепло. Но для Влади-то он был её!
Короче. Как все это вообще могло прийти ей в голову. Если только она не свихнулась от горя, глядя на бездыханное тело любимого. Это можно было бы понять. Люди мумифицируют любимых и замораживают, в надежде оживить. А тут так все прозаично до пошлости - пенсия маленькая, а маску можно будет продать и продала.
Работа Марины Влади
На этом все.
Слов нет, одни мысли и те - все нецензурные. А, нет, есть одно... грустно.