Сегодня - Всемирный день оперы. Поздравляя всех так или иначе причастных (и зрителей тоже), хочу поделиться небольшим, но замечательным эпизодом этого года, случившимся в моей жизни еще до всех ограничений. Добро пожаловать за кулисы!
Речь пойдет об опере "Волшебный напиток" Гаэтано Доницетти, поставленной талантливыми молодыми режиссерами, Константином Камыниным (режиссер спектакля) и Светланой Высоцкой (помощник режиссера). Этой постановке уже два с половиной года, она действительно просто великолепна, но весь опыт слежения за этим проектом в качестве заинтересованного зрителя показывает, насколько сложно, а то и даже неподъемно продвигать только собственными режиссерскими силами целый спектакль. Я считаю, эту постановку должно увидеть как можно большее число зрителей - но по факту о ней известно лишь узкому кругу фанатов...
Мой рассказ об этом спектакле можно почитать и посмотреть здесь. Мне не зря все-таки пришло в голову сравнение с кино. Хорошее кино в значительной степени состоит из театра (и никакие спецэффекты не скрасят его отсутствие), а авторы постановки Константин Камынин и Светлана Высоцкая как-никак выпускники ГИТИСа. Это очень чувствуется в том, насколько тщательно проработана драматургия каждой мизансцены, сколько всего вложено в каждый эпизод, насколько динамичен весь спектакль. Не зря они сами говорят, что хотели показать, что "Любовный напиток" гораздо глубже, чем простенький водевильчик с хэппи-эндом. Смотрится и слушается просто на одном дыхании! Да еще и танцевать хочется, ведь музыка "Любовного напитка" ломает напрочь стереотип о том, что опера - это ах как сложно для восприятия.
А в феврале этого года мне повезло побывать с фотоаппаратом в руках не только на самом спектакле, проходившем на этот раз в концертном зале "Зарядье", но и за его кулисами, увидеть подготовку к выступлению. Опыт чрезвычайно интересный!
Так вот, на прогоне режиссер заново прорабатывает со всеми артистами все основные сцены, причем даже по несколько раз. Он буквально ведет главных героев по мизансцене, отслеживая каждый шаг, жест и поворот. Кстати, он может сам превратиться в главную героиню, пока исполнительница занята гримом и костюмом. Как-никак, он и сам не только режиссер, но и актер!
Дирижер Алексей Верещагин, если что, может подхватить вокальную партию отсутствующего персонажа (я не говорю, что у него оперный голос - но петь, похоже, умеет:)). Вообще наблюдать за тем, как дирижер взаимодействует с оркестром, - отдельное удовольствие. Не обходится и без небольших обсуждений музыкальных тонкостей прямо на ходу - обстановка непринужденная и творческая, как и положено в истинно молодежном театре.
И вот вся эта махина, которую на прогоне видишь, как борт огромного лайнера у причала - лишь кусками, буквально пару часов спустя выстроится в стройное, слаженное и изящное действие. За которым зрители будут следить, не сдерживая счастливых улыбок.
Довелось в тот день еще побегать по коридорам "Зарядья" - гримерки были на другом этаже, и туда вело такое хитросплетение коридоров, что если бы не пост очень благожелательного охранника на полпути, для меня всё легко закончилось бы сценой из фильма "Чародеи" ("Люююююдииии!.. Ауууу!.." :)).
Последние штрихи в создании образа - и вперед, на сцену... К конкретно этому спектаклю были сделаны новые костюмы. Мне, если честно, больше по душе изначальный вариант - фактически почти стиль кэжуал, как будто все просто "в своем"; это убирало лишнюю формализованность и театральность и делало действие более вневременным. С другой стороны, такие находки, как шляпа Дулькамары и белые одеяния его помощников, достойны отдельных аплодисментов, и они вызывали массу ассоциаций из нашего прошлого.
Ну и немного про исполнителей. Роль Неморино играл Петр Налич. Как его голос раскрывается всей своей красотой в этой партии! Но к волшебному голосу прилагается еще и великолепная актерская игра, и внешность. Характерно, что этот Неморино совсем не боится сержанта, своего соперника, не боится рисковать своей судьбой ради любви. Понятно, что Неморино и по сюжету слегка не от мира сего, но здесь этот герой не только честный и преданный - он благороден и внутренне, и внешне и, по-моему, где-то даже контрастирует с привычной подачей этого образа. Можно запросто домыслить себе сказку о заколдованном принце, который в итоге после всех испытаний все-таки обретает свою принцессу.
(Здесь - видео с премьерного спектакля.)
Принцессой, то есть Адиной, была Евгения Афанасьева, солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, номинант на премию «Золотая маска». Обладательница прекрасного сопрано - да и просто красавица!
Белькоре с бородой из блесток - хороший ход, чтобы сбить градус серьеза. Очень хорошо сочетается с догонялками вокруг стульев, едва не перешедшими в шуточную потасовку.
Ну и без кого история бы точно не сложилась - обаятельнейший Дулькамара Ваагн Багдасарян.
В этом спектакле даже хор - это не некая общая масса, в нем каждый участник - отдельный персонаж.
Вроде счастливый у сказки конец - но кто-то и на этом празднике жизни остается с разбитым сердцем... Ведь Джаннетта любила Неморино, когда остальные на него и не смотрели. Но - не судьба...
"Любовный напиток" возвращается 1 ноября (будем надеяться) - снова в "Зарядье". Только Неморино уже будет другой - Кирилл Золочевский. Видела его в этой роли и могу сказать, что это действительно другой персонаж. Этим тоже интересны работы Константина Камынина и Светланы Высоцкой - они учитывают фактуру исполнителей главных ролей, персонажи получаются не шаблонные. Три Адины спектакля тоже все очень разные, каждая со своим характером и обаянием. А уж насколько разными получались, например, Белькоре у Ивана Болгова и Романа Непомнящих! Если второй - более классический, "вокальный", то первый - очень запоминающийся именно благодаря актерской игре и даже неоднозначный персонаж.
Вообще о новостях этого проекта желательно следить с помощью соцсетей. Сегодня эта команда во главе с тандемом режиссеров - уже целый театр "Конлючия" (в инстаграме - @conlucia.ru), пока без своего помещения, но зато с массой идей. Правда, от идеи до воплощения в таком непростом жанре может пройти немало времени - но результат может получиться такой, что придется сильно жалеть, пропустив премьеру. Примером может служить великолепная постановка оперы "Плащ" в 2018 году (фото можно глянуть здесь), которую вообще показали лишь три раза. Хотелось бы и "Любовного напитка" с Петром Наличем тоже дождаться - но тут уж пока остается только ждать и надеяться...
Надеюсь, продолжение следует...:)