Найти в Дзене
Мамочкам полезно

Психологические особенности детей 2-3-летнего возраста

В детской психологии возраст 2–3 лет принято считать кризисным или переходным. В этот период развитие ребенка совершает скачок от младенчества к младшему дошкольному возрасту. Изменения в поведении ребенка носят не последовательный, а, скорее, бунтарский характер. Но прежде, чем говорить о переменах, необходимо отметить те возрастные нормы, которым должен соответствовать ребенок 2-3 года жизни.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Если ребенок воспитывается в благоприятных условиях и получает от родителей достаточно внимания и ухода, к возрасту 2 – 3 лет он должен:

  • Уметь ходить, бегать, прыгать. Двигаться на носках и пятках. Перешагивать через порожек.
  • Бросать мяч взрослому или в корзину.
  • Подражать действиям других людей.
  • Начать осваивать трехколесный велосипед.

Для полноценного физического развития специалисты советуют родителям соблюдать режим дня, обеспечивать сбалансированное питание и двигательную активность ребенка.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Внимание ребенка раннего возраста еще носит неустойчивый характер. Однако, по мере взросления он должен сосредотачиваться 10 – 15 минут на интересном занятии: рассматривании новой игрушки, просмотре мультфильма, занятии с мамой.

Память в этот период развивается ускоренными темпами: ребенок способен запоминать события своей жизни, произошедшие неделю, а то и месяц назад. Например, поездку на море, подарок Деда Мороза, поход в зоопарк с родителями. В этом возрасте ребенок может собирать пирамиду, строить из кубиков, определять цвет и форму предмета, сравнивать игрушки по величине (красная машинка большая, а синяя – маленькая).

На третьем году жизни ребенку доступно понимание простейших математических ориентиров:

  • Посчитать до 5, не пропуская цифры.
  • Показать, что расположено сверху, а что снизу.
  • Знать, что на каждой руке по 5 пальцев.
  • Устанавливать соотношение слов цифрами: в комнате два кресла и один стол.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В раннем возрасте активно формируется словарный запас ребенка. Новые слова в речи ребенка появляются практически ежедневно. В его речи уже более 1500 слов. Ребенок способен строить простые предложения, изменять слова.

К трем годам у него должно появиться представление «я – ты», на смену «Саша – мама». Он может коротко рассказать об окружающем его мире, быстро запоминает и с удовольствием рассказывает небольшие стихи и потешки. В этом возрасте дети знакомятся с миром профессий. Они начинают понимать, что делает врач, воспитатель, шофер.

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Игра – главная деятельность и мощный импульс в формировании личности ребенка. В игре проходит самовыражение ребенка, он старается копировать взрослых, осваивает порядок действий в разных ситуациях. Он с удовольствием рисует карандашами или фломастерами, лепит из пластилина и глины, занимается творчеством вместе со взрослым. Двухлетний ребенок строит дома, мосты, необычные постройки. Он может «накормить» и уложить спать куклу или зверя, озвучивая при этом каждого персонажа от первого лица.

Для успешного развития ребенка раннего возраста важно обеспечить его такими развивающими игрушками, как:

  • Пазлы, матрешки, пирамиды, конструкторы, мозаика.
  • Комплекты для игр «во взрослую жизнь» (касса для магазина, медицинский чемоданчик, посуда для кафе).
  • Развивающие книжки по возрасту.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Главным новообразованием в психологическом развитии детей третьего года жизни является проявление самостоятельности, как важной черты формирующейся личности. Ребенок тянется к новым видам деятельности, в которых впервые демонстрирует настойчивость и целеустремленность. Родители начинают замечать признаки «кризиса трех лет» у своих еще недавно послушных и ласковых малышей. Ребенок начинает познавать себя, использовать в речи местоимение «Я». У него нередко наблюдаются трудности в проявлениях эмоций.

Ребенок определяет меру своего воздействия протестом и капризами. Он требует больше свободы, не терпит давления со стороны взрослых, хочет все делать сам (даже то, что у него не совсем хорошо получается). А чтобы желание это не пропало, необходимо разрешать ребенку выполнять такие действия, которые будут ему под силу. Жесткие ограничения ведут к нарастанию истерики и агрессии. Вот почему для детей 2 — 3 лет важно получение знаний в игровой форме. Игра помогает снять напряжение и не допустить ненужных слез.

Специалисты выделяют основные психологические особенности детей 2-3 летнего возраста:

  • У ребенка крепнет психическое здоровье, он меньше испытывает перепады настроения. Ребенок обретает способность скрыть бурные эмоции, не так часто случаются истерики.
  • Время бодрствования ребенка становится более продолжительным (до 7 часов без сна).
  • У ребенка происходит резкий рывок в развитии мелкой моторики рук. Он делает успехи в застегивании пуговиц, надевании обуви, завязывании ленточек.
  • В этом возрасте ярко проявляется стремление трехлеток к социализации: дети ищут контакт с ровесниками, пытаются самоутверждаться в обществе взрослых. Ближе к трем годам ребенок уже способен выполнять правила, установленные в детском саду, дома, во дворе. Он может воспроизводить жесты и слова взрослых, замечать их отличительные черты.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 2-3 ЛЕТ

На третьем году жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к женскому или мужскому полу. В более раннем возрасте дети не позиционируют себя как мальчик или девочка. Становление мальчиков в этом возрасте отличается от развития девочек.

  • МАЛЬЧИКИ
  • Впитывают информацию путем зрительного созерцания. Мальчику лучше показать положительный пример вместо долгого объяснения.
  • В образовательном процессе не любят повторов. Для них характерен ускоренный темп деятельности.
  • Нуждаются в большей территории для игр, чем девочки. Им необходимо бегать, прыгать, кидать, метать.
  • Играют с игрушками, которые надо трансформировать и передвигать: кубики, машинки, Лего.
  • Мальчики рвутся лидировать и выделяться среди других детей. Это качество можно направить в мирное русло (на занятия в спортивной секции, турниры, соревнования).
  • ДЕВОЧКИ
  • Легче усваивают учебный материал на слух. Девочкам лучше рассказать, чем показать.
  • Информацию запоминают пошагово. Им важно повторить и закрепить полученные знания.
  • Любят насыщенные и радужные цвета, красивые вещи.
  • Нуждаются в нежности и ласке, в силу большей телесной чувствительности.
  • Стремятся имитировать поведение и действия мам, с удовольствием помогают по хозяйству. В это время у них закладывается способность к заботе и проявлению материнских чувств.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

Родителям ребенка раннего возраста следует помнить о том, что стремление быть самостоятельным, является главной особенностью трехлеток. В этот период необходимо предоставить ребенку больше прав и свобод, но при этом объяснить ему, что вместе с правами у него появился и новый круг обязанностей. В этом возрасте удобно воспитывать трудолюбие и ответственность в характере ребенка: убирать игрушки, одеваться, мыть руки. Но делать это нужно не заставляя ребенка, а стараясь создать такие условия, чтобы он сам захотел сделать это.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Не подавляйте любопытство ребенка.
  • Поощряйте самостоятельность и хвалите за каждое новое достижение.
  • Отнеситесь с энтузиазмом к стараниям ребенка. Дайте понять, что Вам важен его результат.
  • Не смейтесь, когда у ребенка что-то не получается.
  • Не ругайте ребенка, если он сломал игрушку, пытаясь разобраться в том, как она сделана.
  • Укрепляйте в ребенке веру в его способности.
  • Мотивируйте к преодолению трудностей. Ребенок должен знать, что не все в жизни дается легко и просто.
  • Наберитесь терпения – дайте ребенку время, чтобы освоить новое действие.
  • Не захватывайте инициативу в свои руки. Не доводите дело, начатое ребенком, до конца, если он не смог сделать это сам.
  • Помогите ему советом, облегчите задачу, стимулируйте приняться за дело снова.
  • Позвольте ребенку играть с мелкими предметами: пуговицами, камушками, крупой, шишками. Важно, чтобы материал был разным по ощущениям. Но, не оставляйте ребенка без присмотра!
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказы, сказки. Обсуждайте события, которые он видел или принимал участие.
  • По возможности не допускайте такие ситуации, когда ребенок может оказаться в них неудачником.
  • Не позволяйте себе негативно говорить о ребенке, не завышайте и не занижайте его возможности.
  • Показывайте доверие и убежденность в том, что ребенок справится с поставленной задачей.

Трехлетний ребенок – уже не малыш, а формирующаяся личность. Но он имеет свое мнение и свое мироощущение. Поэтому задача родителей на данном этапе заключается в том, чтобы сохранить психическое здоровье ребенка, поддерживать его попытки к самовыражению, с позитивным настроем и любовью пережить нелегкий, но интересный и базовый «кризис 3 года жизни».

п. с. Данная статья носит исключительно информационный характер и выражает личное мнение автора. Мы не даем никаких рекомендаций. Мнение автора статьи и мнение владельца данного канала могут не совпадать.

Понравился материал? Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх!

Заходите к нам на сайт https://mamochka.site/

Подписывайтесь на наши социальные сети:

ВК

ОК

Оставьте комментарий ниже!