Найти тему
Андрей Ортега

Солгал ли змей Еве?

Оглавление
Источник: http://logosinfo.org/2016/01/09/naxodilsya-li-adam-ryadom-s-evoj-v-moment-iskusheniya/
Источник: http://logosinfo.org/2016/01/09/naxodilsya-li-adam-ryadom-s-evoj-v-moment-iskusheniya/

Центральный сюжет

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Бытие, глава 2)
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
(Бытие, глава 3)

Традиционное толкование

Логика традиционного толкования предписывает сравнивать слова Бога со словами эдемского змея. Это сравнение обнаруживает противоречие в их словах и ведет к заключению, что кто-то из них сказал неправду.

Поскольку Бог святой и праведный, считается недопустимым полагать, что Он солгал человеку. Нет, Бог сказал правду! А змей ему противоречит. Значит, солгал змей!

На подобном самоочевидном, казалось бы, рассуждении строятся различные богословские теории.

Например, существует мнение, что в день вкушения плода Адам и Ева действительно умерли. Только они этого не заметили, потому что смерть была «духовная». Отсюда делается заключение, что дух человека, не обращенного к Богу, фактически мертв.

Другая теория гласит, что вкушение запретного плода сделало Адама смертным, а до этого он был совершенный и мог жить вечно. По сути, грех стал для Адама смертным приговором. Смертность, смерть — близкие по сути слова.

Третья теория — будто под словом «день» Бог подразумевал более длительный период, включающий много веков. В этом случае предупреждение звучит довольно странно: «Не ешь от него, ибо в ту эпоху, в которую ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Как проверить правдивость слов?

Высказывание считается истинным, если оно соответствует действительности, и ложным, если не соответствует ей.

В данном случае мы не имеем возможности наблюдать историческую правду. Но у нас есть библейское повествование, с которым мы можем свериться.

Вместо того, чтобы сравнивать слова Бога со словами змея, мы можем сравнить то и другое с библейским повествованием.

1) Что говорит Бог: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Что говорит змей: «нет, не умрете».

Что происходит по Библии: Адам не умирает в тот день, а живет 930 лет (Бытие 5:5).

2) Что еще говорит змей: «знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Что происходит по Библии: «И открылись глаза у них обоих» (Бытие 3:7)

Что говорит Бог: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22)

Противоречие

В пункте 1 мы видим противоречие между словами Бога и словами змея. Однако библейское повествование разрешает его... в пользу змея. Как он и говорил, Адам и Ева не умерли в тот день. А предупреждение Бога не сбылось.

Логично спросить: почему же Бог такой нечестный, обманул человека?

Думается мне, что в Божьем запрете выражены Его намерения относительно тех, кто нарушит этот запрет. А намерения не описывают действительность; впоследствии их возможно изменить.

Я вспоминаю своего отца, как он мне однажды сказал:

— Сын, если я увижу, что ты куришь, я тебя убью.

Я не думаю, что он бы реально взял на себя уголовную ответственность, если бы я пришел с сигаретой в зубах. Кроме того, случись подобная ситуация, я был бы только благодарен ему за сохранение моей жизни и не стал бы уличать в «обмане».

В случае с библейским сюжетом я воспринимаю Бога аналогичным образом. Он пригрозил человеку смертью, однако не пояснил, каким образом эта смерть придет. А в диалоге Евы со змеем эта угроза предстает так, словно исходит не от Бога, а от самого плода. Как будто на дереве растут ядовитые плоды и поэтому их нельзя есть.

Змей, казалось бы, честно развенчивает это заблуждение Евы. Но тем самым он вводит ее в искушение. Использует правду во вред. Ева забывает об уговоре Адама с Богом и нарушает установленное правило.

Согласие змея и Бога

Как мы уже установили в пункте 2, Бог подтверждает слова змея о свойствах запретного плода. Вот более полная цитата:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
(Бытие 3:22)

Здесь обозначены мотивы, побудившие Бога к изгнанию человека из Эдемского сада:

1) Адам стал, «как один из Нас, зная добро и зло». Бог говорит о Себе (и о тех, кто с Ним) во множественном числе. Он признаёт, что Адам действительно уподобился богам в своем познании!

2) Бог опасается, что человек, знающий добро и зло, вкусит от дерева жизни и будет жить вечно.
Но разве раньше не было такой опасности? Возможно, была. Но раньше человек не имел познания добра и зла. А теперь он это познание имеет.

Более того, Адам проявил непослушание и тем самым засвидетельствовал о своей ненадежности как сотрудника¹. Это как если бы в современной фирме сотрудник получил несанкционированный доступ к корпоративным системам, хотя по трудовому договору обязался этого не делать. Может ли начальство доверять такому сотруднику и дальше допускать его к своим системам? Никак. Его отстраняют от работы. Именно это и произошло с Адамом.

¹ Напомню: Адам не просто так жил в саду, а был помещен туда, чтобы возделывать этот сад (см. Бытие 2:15).

Почему же Адам смертен?

Традиционная теория гласит, будто смертным человека сделал грех. Будто человек согрешил против Бога и этот грех по какой-то фундаментальной вселенской магии убил в человеке его неиссякаемый биологический потенциал, заставив умирать.

Однако повествование из книги Бытие рисует совершенно иную картину. Человек не терял бессмертие, а просто не обрел его, потому что его своевременно изолировали от дерева жизни, дарующего вечную жизнь. А позже человек умер — вероятно, как раз потому, что был смертен изначально.

Книга Откровения Иоанна Богослова также описывает дерево жизни в будущем:

2 Среди улицы его², и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
(Откровение, глава 22)
² его — нового Иерусалима (см. Откровение 21:2)

Здесь я вижу, что даже в обещанной Божьим людям вечности дерево жизни имеет место быть. Люди будут к нему допущены, но только те, которые записаны в книге жизни (см. Откровение 21:27).

Не те, которые, подобно Адаму, подорвали доверие Бога. А те, которым Бог может доверять. Те, с кем может плодотворно сотрудничать.

Я хочу быть в числе тех людей, которым Бог может доверять. А вы?

Источник: https://newsarmenia.am/news/society/plody-dreva-zhizni-na-vse-sluchai-zhizni/
Источник: https://newsarmenia.am/news/society/plody-dreva-zhizni-na-vse-sluchai-zhizni/