Здравствуйте, уважаемые читатели! «Калейдоскоп истории и жизни» снова приветствует вас. Не забывайте ставить «лайки», репостить наши публикации и подписываться на канал, если заглянули к нам впервые.
Владимир Алексеевич был человеком неуёмной энергии, за всю жизнь перепробовавшим множество профессий и нашедшим своё истинное призвание в репортёрстве.
У современников порой складывалось впечатление, будто без него не поднимаются в воздух аэростаты, не начинаются пожары и не происходят железнодорожные аварии. О нём говорили: «Гиляровскому известно накануне, что произойдёт завтра».
Этого человека знали все: от царских сановников и генералов, а также знаменитых писателей, художников и артистов до последнего извозчика или оборванца с Хитрова рынка. Да и самому Владимиру Алексеевичу был знаком каждый уголок Москвы. А письма, шедшие к нему со всех уголков Российской империи, если на них была указана лишь его фамилия, всегда находили своего адресата.
Сила напоказ
Гиляровский от природы был от природы наделён немалой физической силой и был не прочь ею похвастать. Но делал это беззлобно, шутки ради и не причиняя никому зла.
Например, мог в гостях за разговором словно бы ненароком скрутить винтом ложку или же согнуть пополам двухгривенник. Навещая в Мелихове А.П. Чехова, Владимир Алексеевич мог усадить хозяина дома и других гостей на тачку и под всеобщий хохот катать их по дорожкам усадьбы.
А однажды, когда Гиляровский у себя дома в Столешниковом переулке завязал узлом кочергу, всё тот же Чехов шутя предложил повесить её на стену в качестве своеобразного предупреждения для многочисленных посетителей: знай мол, с кем дело имеешь!
Презирая опасность
Как правило свою силу Гиляровский демонстрировал из озорства, от полноты своей широкой души. Но был в его жизни и такой случай, когда вездесущий репортёр избежал гибели только благодаря своей физической силе.
Случилось это в 1896 году на печально известном Ходынском поле, где в честь коронации Николая II в киосках должны были раздавать бесплатные подарки народу. В какой-то миг толпа, ошалев от «халявы», рванула вперёд к заветной цели.
Владимир Алексеевич одним из первых сообразил, насколько может быть опасна подобная давка и принялся отчаянно пробиваться через людской поток, могучими руками раздвигая узкий коридор для себя. Выбравшись же из толпы и отойдя от неё на некоторое расстояние, обессиленно повалился на траву, чтобы отдышаться.
А на следующий день в «Русских ведомостях» появилась статья Гиляровского о трагедии на Ходынском поле. И это была первая и единственная публикация, где рассказывалось об этом драматическом событии. Другие издания попросту не успели их выпустить из-за запрета цензуры.
«Мои агенты работают лучше ваших»
В другой раз в Москве произошло крупное ограбление: из здания, принадлежащего фирме «Бордевиль» пропал несгораемый шкаф с огромной суммой денег.
Полицейский сыск сбивался с ног, но не находил никаких зацепок, которые помогли бы вычислить преступников. И тут вдруг в «Русских ведомостях» выходит статья Гиляровского, где рассказывается обо всех подробностях воровской аферы. Оказалось, что грабители вывезли сейф в Егорьевский уезд, в самую глушь, где и вскрыли его.
Следователь, занимающийся расследованием ограбления, вызвал автора на допрос и поинтересовался, откуда тому стало известно обо всех деталях операции, которую провернули похитители. Гиляровский же, пожав плечами, ответил: «Мои агенты работают лучше ваших».
Иногда в интересах журналистского расследования, «дяде Гиляю» приходилось прибегать к весьма отчаянным мерам.
Например, когда под Орлом произошла крупная железнодорожная авария, Гиляровский оказался единственным журналистом, попавшим на место происшествия.
Добирался он туда втайне, скрываясь в уборной одного из поездов. А потом две недели участвовал в спасательных работах под видом обычного рабочего, благодаря чему и смог позднее опубликовать подробнейший репортаж об этом происшествии.
Человек великой души
Гиляровский не мог оставаться в стороне от чужой беды и помогал многим: начинающим писателям, актёрам, оставшимся без работы, даже обычным нищим. Помогал не только деньгами, но и рекомендациями и советами, которые всегда оказывались небесполезными.
Достаточно вспомнить о том, что именно Владимир Алексеевич. помог Куприну опубликовать его первый рассказ и тот через всю жизнь пронёс чувство благодарности к нему.
А однажды, находясь у себя дома, Гиляровский услышал, как безутешно плачет горничная. Репортёр спросил у женщины, что же её так сильно расстроило.
Выяснилось, что у её матери, живущей в деревне, за долги собираются забрать корову, а та — единственная кормилица всей немалой крестьянской семьи. Горничная ещё обмолвилась, что барыня — супруга Владимира Алексеевича, уже давала ей денег, чтобы отправить домой, но той суммы оказалось недостаточно.
Гиляровский понимал, что даже если и даст необходимую сумму денег горничной, новый перевод будет идти слишком долго, а когда доберётся до адресата, будет слишком поздно.
И тогда, отложив все другие дела, Владимир Алексеевич в сопровождении своего секретаря лично поехал в глухую рязанскую деревню и успел как раз вовремя.
Он отдал пожилой крестьянке необходимую сумму денег и расстроганная старушка упала на колени перед спасителем всей её семьи. А соседи, сбежавшиеся из всех окрестных домов, недоверчиво, но в то же время уважительно взирали на «барина», который лично привёз деньги матери своей служанки. Ведь такой поступок по тем временам был делом почти немыслимым.
-------------
На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней.
А пока - до новых интересных встреч на канале «Калейдоскоп истории и жизни»!