Найти тему
Seffifa

Секты и культы. О книге "Риф" Поляринова.

Оглавление

Книга А.В. Полярнова повествует о харизматичном лидере - профессоре Гарине, который обладает даром подчинять себе людей.

Сюжет строится вокруг трех женщин: Кире, Тани, Лили в разных временных рамках, которые столкнулись с культом и стали его жертвами. Автор постепенно связывает этих героинь одним человеком - Гариным и постепенно вводит их в одно временя и в одном месте, а именно в современной России.

-2

Начало

Начинается роман с рассказа о Сулиме - несуществующем городке рядом с Мурманском. Город, в котором люди были под властью культа, сами того не осознавая. Он заключался в том, что нельзя ходить на кладбище оленей, а также что промысел и браконьерство неотъемлемая жизнь сулиманца.

Яма

Автор использует символ ямы, сравнивая яму с падением сектанта. Когда человек становится сектантом ему очень тяжело выйти из этой ямы.

Выход из секты похож на выход из алкоголизма. Алкоголь еще держит, но разум постепенно начинает осознавать, что он пьян и трезвый мир совсем иной. В пьяном мире все идеально, поэтому не нужно ничего достигать, никуда идти, ничего делать, в этом мире можно отдать волю своему учителю и идти за ним, отдавая свою жизнь и свой труд ему. Земной мир сложнее, в земном мире нужно сражаться, добиваться, достигать, стремиться, завоевывать, ни дня без спокойствия, вечное движение. Если застопоришься и расслабишься - быстро придешь в негодность, упустишь время, и догнать его будет все сложнее и сложнее, придется годы тратить на то, чтобы снова вернуться к тому уровню, с которого упал.

Ритуальное мышление

Автор рассказывает про ритуалы, которые существуют повсеместно. Например ритуал студентов, который заключается в том, что нужно в обнимку проводить ночь с тополем, чтобы сдать сессию. Существующий 100 лет ритуал стал подсознательным актом: ни один преподаватель бессознательно не способен завалить студента, который провел ночь с тополем. Это означает нарушение порядка и священного действа, которое обрело силу на протяжении многих лет.

Подобный ритуал существует и в городе Сулим. Промысел - это закономерный и естественный процесс для всех жителей города, он был знаком давно и каждый, кто пойдет против этого ритуала - будет изгнан или убит. Как и случилось с Ниной Китце.

Ритуальному мышлению подвержены все люди. Они настолько глубоко сидят в психике человека, что сам человек не понимает, как они влияют на него и управляют его жизнью.

Как возникает ритуал? Он случайным образом вытекает из объектов, которые не имеют никакой ценности, но спустя годы, когда из поколения в поколение им придают смысл и новое значение они приобретают ценность символическую, ритуальную. А эта ценность намного больше, чем материальная ценностью.

Мифы и легенды слагаются мудрецами и передаются из поколения в поколение. Эти мифы не подтверждены, но они имеют веру людей, а вера сильнее здравого смысла. Вера в объект становится реальной, тополь уже не просто тополь - а объект поклонения, сила тополя заключается в вере людей, а не самого дерева. Символ и ритуал вытесняют реальность и подчиняют ее себе.

Культ Ленина

Если оглянуться вокруг, то можно найти массу подобных ритуалов в повседневной жизни человека: от безобидного суеверия "черная кошка перебежала дорогу" до абсурдного мертвого тела Ленина в мавзолее.

Ленина изначально не планировали запечатлеть в нетленном состоянии на столетия. Но, постепенно, сам Ленин стал заложником культа людей, раньше этот культ имел значение, он был гармоничен времени, сейчас же, передаваясь из поколения в поколения - смысл мавзолея исчез, остался лишь культ, которому все следуют и не имеет смелости разрушить то, что было утверждено многими годами. Сейчас Ленин скорее некий арт объект, но его нетленное, измученное тело остается заложником культа. Свободомыслящий реалист, вне культа не допустил бы такое варварство, он бы похоронил тело, но для нас мертвое тело стало настолько привычным, что перестало быть варварством.

Каждый называет варварством то, что ему не привычно.

Культ молодости и красоты

Нас окружают подобные вещи. Возьмем еще один культ - культ молодости и красоты в России. В европейских странах этот культ не так развит, но в России считается неприличным стареть. Молодость приобрела добавочную стоимость, ей поклоняются, ее превозносят. Стыдно быть старым, стыдно быть некрасивым. В европейских странах на старого мужчину с молодой женщиной будут смотреть как на варварство, в России - это естественно и приемлемо.

Зарождение лидера

Лидер рождается случайно, но рождается он уже с даром влияния на других людей. Лидер харизматичен, в него влюбляются все, он заряжает своей энергией.

Гарин умел произвести впечатление, поговорив с ним, люди были уверенны, что он гениален. Но, что отличает лидера секты от просто харизматичного человека - это идеяфикс. Психологическая травма в детстве или молодости, зацикленность на нереальной идее делает его опасным. Лидеры культов часто сами верят в то, что они "спасают мир", некоторые из них наполовину осознают, что происходит, вряд ли кто-то всерьез играет в подобные вещи. Лидеры культов - еще большие жертвы своей идеи.

Лидеры сильны, умны и харизматичны, они часто имеют влияние в обществе и они действительно успешны, но все, кто работают на них - просто жертвы тирании лидера. Жертвы счастливы работать на лидера, они не осознают, что становятся рабами его желаний.

Автор повествуют о Джозефе Ма. Сыне эмигрантов из Китая, который случайным образом, "знаком свыше" стал фанатичным лидером. Простая яхта, врезавшаяся в крышу его дома стала причиной слома психики человека и веры в его избранность.

Инициация

Гарин совершал один и тот же прием со всеми своими учениками. Он отвозил их на 63 шоссе и выгонял из машины, чтобы они сами дошли до дома 20 миль. Это некая стартовая точка для того, чтобы полностью быть принятым в его культ.

Многие лидеры используют инициацию, как знак принятия человека и дарения ему новой жизни. Подобные инициации сопровождаются выдачей нового имени. Это акт того, что человек заново рождается, становится дваждырожденным.

Группа

В секте важно соблюдение правил и ритуалов. Некоторые из них могут быть абсурдными, но как мы знаем - варварство - это лишь то, что непривычно. Но, когда варварство становится привычкой - они становится обыденным. Поэтому нам непонятны сектанты, их ритуалы и действия, для нас они совершенно непривычны, для них они - привычная часть дня.

Абсурдность ритуалов зависит от лидера. Мы не считаем чем-то плохим христианские ритуалы - крещение, богослужение, покреститься, поставить свечку - но это тоже есть варварство, добавочная стоимость бессмысленному действию, вера в то, что является фикцией. Некоим образом не хочу обидеть христиан, все религии построены на вере и добавочном символизме - это часть религии, часть любого культа.

Почти во всех культах жертвы должны мало спать, у них нарушается режим питания и сна. Многие из жертв теряют в весе и болеют. Когда человек находится в культе, он не осознает, что над ним совершается психологическое насилие, ему кажется, что это добровольная аскеза.

Повторяя одни и те же действия человек становится зависимым от них, он думает - прекрати он их, то упадет в яму. На самом деле - прекращение старых действий освобождает энергию для новых. Сектанты всю свою энергию тратят на бессмысленные ритуалы и не растут ни духовно, ни социально, ни материально. Они работают на лидера, их зарплатой является рассказы о эзотерике и псевдобиблейской дичи. Часто сектанты без просьб лидера добровольно отдают свое имущество, чтобы вложить хоть какой-либо вклад на общее дело, в светлое будущее. Их ум оказывается в клетке, иногда в этой клетке очень радостно и приятно. Приходят откровения и экстаз. Но, роста нет, это просто состояния, которые как пришли, так и уйдут. Поэтому так важно обновление, поэтому старые листья должны умереть, чтобы родились новые.

Злость лидеров

Гарин в романе показан агрессивным и жестким. Почти все лидеры сект, которых я видела также агрессивны и жестоки, они скрывают это за маской любви и заботы, но когда ты делаешь что-то, что ему не нравится - он начинает люто тебя ненавидеть. Поэтому невозможно вырваться из секты, нельзя покинуть ее добровольно, человек будет подвергаться гонениям и психологическому прессингу, и тогда единственный выход станет либо депрессия, либо самоубийство.

Вербовка

Кто становится заложником сект: молодые люди с незрелой психикой, или люди, которые перенесли психологическую травму, или те, кто запутался в жизни и ничего не достиг: ни семьи, ни карьеры, ни славы, или люди, которые не имея влияния во внешнем мире, хотят выделиться своей избранностью, они верят, что лучше других, но доказать это не могут.

Одна из зацепок - это сказать, что те, кто пришел на путь секты - избранные, из миллиона людей, лишь сотня может слушать рассказы о Боге и лишь единицы останутся на пути. Классический крючок для всех людей с манией величия. Идея избранности и обладания тайными знаниями настолько соблазнительна, что вытесняет из головы все остальное.

Вот слова лидера, из воспоминаний Джун, которая побывала в секте:

"Свобода невозможна, пока вы носите на себе ярлык "я", пока цепляетесь за "личность", пока оцениваете себя и сравниваете с другими. Внешний мир лепит на вас ярлыки и подавляет вашу истинную сущность, и чтобы избавиться от оков Внешнего Мира, нужно сначала освободиться от "я", преодолеть "эгоизм".

Иногда тренинги начинаются с психологической помощи, лидер обещает, что жизнь людей изменится, что они перестанут ощущать боль от взаимоотношений с близкими, забудут о травмах, о смерти своих любимых. Эти обещания - последняя надежда людей с больной душой. Их обещают вылечить, но на самом деле используют душевно больных людей в пользу для себя. Чаще всего эти секты отрезают жертву от семьи и родственников. Лидеры обещают свободу, снять оковы, стать счастливым. Чистой воды утопия для человеческой жизни. Человек - существо, которое должно выживать и расти, сражаясь и преодолевая препятствия. Нет рая на земле и нет ада. Есть жизнь, которую можно оптимально прожить, прожить смерть и рождение, старость и молодость, взаимоотношения полов, быть социальным и активным, а в старости подвести итог и свободно умереть. И нельзя обезопасить себя от боли и трагедий - это часть жизни - нужно принять их, как естественный процесс.

Деструктивное счастье

Жертвой культа может стать каждый, не важно его образование и социальный статус, медленный, постепенный процесс перестройки психики имеет силу загипнотизировать любого. Ни один из жертв культа не считает себя жертвой. Он считает себя избранным и счастливым. В том то и загвоздка, все жертвы считают себя счастливыми. Как алкоголик, который во внешнем мире не может быть счастлив, но напившись - забывает обо всем и уходит в иной мир, нереальный. Он счастлив, но это деструктивное счастье.

Люди уходили в "Чащу" Гарина потому что не хотели мириться с грязью внешнего мира.

Сектантам слепит глаза вся эта грязь мира и они хотят возвыситься быть совершенными. Не осознавая, что сами падают, развивая ненависть к себе подобным.

Современные культы

Если раньше были популярны пирамиды, вроде Гербалайфа, то в современном мире на арену взошли бизнес и женские сакральные тренинги, а также йога секты.

Многие культы в мире не запрещены, они маскируются под "человеческим дизайном", "денежной энергией", различными деловыми и бизнес тренингами, женскими тренинги по раскрытию своей энергии, йога тренингами, сексуальными тренингами, где человек обучается управлять силой внутренних чакр и куча всяких бесполезных тем, которые являются просто сказками на ночь, не неся никакой практической пользы, лишь вытягивая из человека деньги и психические ресурсы.

Психология сектанта

Сектантами чаще всего становятся страдающие люди, которые пережили потери или у которых в жизни не все складывается. Такому человеку бы найти поддержку семьи, но иногда бывает, что семьи их не понимают, поэтому они находят похожих по несчастью и решают свои проблемы сообща.

Многие секты не являются деструктивными, это скорее психологическая поддержка таких же несчастных людей. Они действительно помогают справится со своими травмами, пережить их.

Деструктивные секты отличаются жесткими правилами, скрытыми знаниями, иерархией, закрытость.

Человек попадая в секту перестает объективно воспринимать себя и мир. Он воспринимает его под призмой лидера или учения. Люди стремятся получить Бога, стать выше всех. Это первое падение человека. Человек никогда не будет Богом, но всегда будет лишь его инструментом.

Те, кто никогда не знали что такое Бог и что такое истинное знание, всегда будут цепляться за учения внешних людей, забывая о внутреннем сокровище, которое хранится в каждом. В этом мире все так, как должно быть и ничего не происходит без воли Бога. В этом и есть вера, все остальное от Сатаны.

Недостатки романа

Сюжет романа недоработан, если бы Алексей Валерьевич связал культ оленей с Гариным, а не просто сравнил их, то было бы намного гармоничней. Сулим как бы остался забытым автором местом, когда повествование перенеслось к Гарину. Также не была раскрыта тема расстрелянных заключенных, я все ждала, когда же скажут, что это был культ и эти заключенные просто сошли с ума.

Смазанная концовка, слишком сжатая. Можно было бы развернуть подробнее дело Ли, ее дальнейшую жизнь, ее выводы. Таня могла бы снять кино и получить какую-нибудь похвалу, ее друг, мог бы стать полицейским и охотиться за лидерами культов. В общем, не хватает какой-то завершенности.

Автор использует символ рептилии, но опять же не раскрывает его. Непонятно зачем там этот символ и для чего автор его так много использует. Я все ожидала, что Кира окажется с женщиной у которой будут способности рептилии, например замерзать, или еще что. Или хотя бы, что автор рептилию сравнит с Гариным в психологическом смысле. Или, что рептилия поможет девочкам выйти из культа. В общем будет какая-то связка. Но, ничего. Символ есть, но его действия нет.

Но, примем во внимание, что Алексей еще очень молодой писатель и возможно пока не очень чувствует героев, как они живут в произведении.