Верстахъ въ 16 отъ Новодѣвичьяго Волга встрѣчаетъ преграду въ видѣ горнаго кряжа и круто поворачиваетъ налѣво. Вдоль праваго берега идутъ знаменитыя Жигулевскія горы, высотою 120—160 саженъ. Это не сплошная гора, а цѣпь отдѣльныхъ холмовъ, раздѣлен-
— 206 —
ныхъ глубокими оврагами, такъ называемыми «буераками». Горы тянутся на протяженіи 90 верстъ. Здѣсь Волга на лѣвой сторонѣ встрѣчаетъ цѣпь горъ, которая заставляетъ ее повернуть направо. Получается огромный изгибъ въ 200 верстъ длиною, извѣстной подъ именемъ Самарской луки.
Жигули — самое красивое мѣсто на Волгѣ; по всей рѣкѣ нѣтъ мѣстности болѣе живописной, чѣмъ Жигулевскія горы. В. Сидоровъ такъ описываетъ красоты Жигулевскихъ горъ: «Жигули — это кряжи поэтическихъ холмовъ; грозность ихъ — въ многочисленности, мягкость — въ ихъ зелени, красота — въ ихъ дикости. Это безконечные бугры, то забѣжавшіе въ Волгу, то сплотившіеся цѣлыми кучами и узлами вдали отъ берега и спускающіеся въ Волгу холмами. Вся Самарская лука — море горъ, и рѣка бѣжитъ въ прелестной мѣстности, хотя нѣсколько и однообразной. Зеленыя горы съ срѣзанными туманомъ вершинами кажутся ниже, чѣмъ онѣ на самомъ дѣлѣ,— такъ широка здѣсь Волга. Сколько въ нихъ угрюмыхъ, дикихъ уголковъ, крутыхъ морщинистыхъ утесовъ, сколько чудныхъ безконечныхъ лѣсовъ, сплетенныхъ изъ вѣковыхъ деревьевъ, покрывающихъ горы отъ подножія до вершины. Жилья совсѣмъ не видно. Въ Жигуляхъ нѣтъ грознаго величія горъ Норвегіи, нѣтъ вѣчныхъ снѣговъ и глетчеровъ швейцарскихъ Альпъ и Кавказа, но въ нихъ столько зелени, столько поэзіи, что онѣ приковываютъ все ваше вниманіе. Поднимаясь на 100, 120 и 160 саженъ надъ Волгой, Жигули грозными гигантами глядятъ въ рѣку, молчаливые и безлюдные, неприступные и суровые, причудливые и оригинальные, изрѣзанные обры-
— 208 —
вами въ видѣ замковъ, крѣпостей и стѣнъ, въ видѣ развалинъ и монастырей».
Съ Жигулевскихъ горъ открывается чудный широкій видъ. Такъ, съ Молодецкаго кургана виденъ Симбирскъ, до котораго отсюда 100 вер.
Какъ красивы эти горы, такъ красиво и въ то же время страшно ихъ прошлое. Глубокіе овраги, прорѣзывающіе горы, непроходимые лѣса, покрывающіе ихъ, служили надежнымъ мѣстомъ для всѣхъ, кому горько было на родинѣ. Это мѣсто до половины XIX вѣка было излюбленнымъ убѣжищемъ для удалой волжской вольницы. Ни одинъ изъ извѣстныхъ волжскихъ атамановъ не миновалъ Жигулей; тутъ пребывали и Стенька Разинъ, и Федька Шелудякъ, и Булавинъ, и другіе. Отсюда они, не боясь суда и наказанія, нападали на волжскія суда и грабили ихъ.
Вотъ какъ описываетъ эти разбои С. Монастырскій:
«Сидѣли эти молодцы на какомъ-нибудь высокомъ курганѣ и, завидѣвъ судно, спускались къ берегу въ кусты, отвязывали свои ладьи и поджидали. Какъ только судно приближалось, разбойники кричали: «сарынь на кичку!» Слова эти производили магическое дѣйствіе: бурлаки, тянувшіе лямку, ложились на землю; судорабочіе, находившіеся па суднѣ, выбѣгали на палубу и тоже ложились на носовой части судна — какъ тетерева — носомъ внизъ (кичка — носъ). Наступала мертвая тишина; хозяинъ судна торопливо вручалъ деньги водоливу (старшему рабочему) для передачи ихъ разбойникамъ, а самъ въ своей каютѣ клалъ земные поклоны предъ иконою, освѣщенной лампадой. Разбойники быстро взбирались на палубу и брали,
— 210 —
что понравится. Судорабочіе лежали неподвижно; если кто изъ нихъ шевелился, того немедленно убивали. Сопротивленіе влекло истребленіе всѣхъ, начиная отъ хозяина до послѣдняго рабочаго, разграбленіе всего добра и потопленіе самого судна.
Бурлаки часто дѣйствовали заодно съ разбойниками. Обиженные и обсчитанные хозяиномъ, бурлаки приносили свои жалобы не «водяному» суду, гдѣ ихъ только волочили, а жигулевскимъ удальцамъ,— и горе тогда было хозяину или его приказчикамъ: виновнаго или убивали или драли на палубѣ, какъ «Сидорову козу», при общемъ хохотѣ бурлаковъ. Во избѣжаніе подобной экзекуціи, всякій судохозяинъ, приближаясь къ Жигулямъ, задабривалъ рабочихъ водкой, а самъ готовилъ дань и горячо молился, чтобы Господь пронесъ благополучно. Если случалось, что неподалеку грабили чье-нибудь судно, то остальные судохозяева не вмѣшивались; даже были этимъ довольны,— каждый изъ нихъ соображалъ про себя: «лиходѣи работаютъ, а меня въ это время Господь пронесъ благополучно...»
Никакія мѣры правительства не достигали цѣли, и разбойничество продолжалось, пока на Волгѣ не установилось правильное пароходство, сдѣлавшее самый промыселъ невыгоднымъ. Это, вмѣстѣ съ мѣрами правительства, сдѣлало то, что впервые въ 1848 г. не было ни одного случая грабежа, о чемъ констатируетъ отчетъ по начальству, при чемъ указывается, что «дотолѣ тому не было примѣра».
О похожденіяхъ жигулевскихъ удальцовъ сохранилась масса повѣствованій и пѣсенъ, при чемъ вездѣ эти удальцы представлены защит-
— 211 —
никами простого народа противъ сильныхъ, противъ баръ. Вотъ, напримѣръ, одна изъ наиболѣе типичныхъ пѣсенъ понизовой вольницы:
«Какъ за барами было житье привольное,
Сладко попито, поѣдено, похожено,
Вволю корушки безъ хлѣбушка погложе,
Босикомъ снѣгу потоптано,
Спинушку кнутомъ попобито,
Допяна слезами понапоено...
А теперь за баръ мы Богу молимся:
Божья церковь — небо ясное,
Образа вѣдь — звѣзды чистыя,
А попами — волки сѣрые,
Что поютъ про наши душеньки.
Темный лѣсъ — то наша вотчина,
Трактъ и проѣзжіи — наша пашенка.
Пашню пашемъ мы въ глухую ночь.
Собираемъ хлѣбъ, не сѣямши,
Не цѣпомъ молотимъ — слегою
По дворянскимъ по головушкамъ,
Да по спинушкамъ купеческимъ...
Съ золотой казной мы вольные:
Куда глянешь — наша вотчина,
Отъ Козлова до Саратова,
До родимой Волги-матушки,
До широкаго раздольица.
Тамъ нѣтъ смерти намъ, ребятушки!...»
Окрестное населеніе до сихъ поръ вѣритъ, что въ Жигуляхъ спрятаны огромные клады Стенькой Разинымъ и другими атаманами, и кладоискательство не прекращается до сихъ поръ.
Откуда происходитъ названіе «Жигули», неизвѣстно; существуетъ, правда, объясненіе, что горы получили это названіе оттого, что мѣстные разбойники не только грабили проѣзжихъ, но и жгли несчастныя жертвы.
Жигули — это рядъ кургановъ и утесовъ, и каждый изъ нихъ носитъ свое названіе, связан-
— 212 —
ное съ какой-нибудь старинной легендой, Нѣкоторыя названія забылись. Извѣстны, напримѣръ, Караульный бугоръ, Молодецкій камень, Дѣвичій курганъ, Два брата, Лысая гора. О Дѣвичьемъ курганѣ преданіе говоритъ:
Между Усольемъ и Царевымъ курганомъ въ Волгу впадаетъ Уса рѣка, протекающая по Сызранскому и Сенгилейскому уѣздамъ, на пространствѣ ста десяти верстъ. Во время оно на самомъ устьѣ этой рѣки росъ высокій дубъ, подъ корнемъ котораго таилась дверь въ чудное подземелье, гдѣ жили двѣнадцать сестеръ удалыхъ, выходившихъ на крутые яры поволжскіе воевать татарву невѣрную. Двѣнадцать годовъ жили тутъ эти богатырши, и не было имъ витязя подъ силу, не было добра молодца имъ на утѣху. Что ни придутъ удальцы, всѣхъ въ ратоборствѣ великою силою своею, какъ колосъ въ полѣ, валятъ оземь молодыя дѣвушки, пока не пришелъ изъ свято-русской земли калика перехожій, ростомъ малъ, бородою сѣдъ, ногами кривъ. Засмѣяли калику перехожаго удалыя дѣвки, даже бороться съ нимъ не хотѣли. Только младшая самая схватилась съ старикомъ и опомниться не успѣла, какъ тотъ ее бережно положилъ на шелкову мураву. За нею другая вышла, постарше, а за другою третья. Такъ и всѣ онѣ до единой. Но еще пущее диво сдѣлалъ калика перехожій послѣ честного пира подъ дубомъ вѣковымъ въ чудномъ подземельѣ. Вошли съ нимъ туда сестры дѣвками, а на утро бабами всѣ до одной вышли.
— Гой ты, еси, калика перехожая, много ли васъ на Руси богатырей такихъ?— спрашиваютъ старика сестры.
— Что я за богатырь, сами видите: и сѣдъ,
— 214 —
и малъ, и ногами кривъ. Самый послѣдній я изъ послѣднихъ на свято-русской землѣ, самый немощный изъ придорожныхъ старцевъ.
И затуманились богатырши, видно, почуяли, что придетъ сюда изъ Руси сила великая и всю ихъ землю подъ себя возьметъ.
Надо обратить вниманіе, что большинство пароходовъ проходятъ Жигули ночью, поэтому, кто желаетъ посмотрѣть на нихъ, долженъ или сѣсть на такой пароходъ, который идетъ здѣсь днемъ, или не поспать одну ночь — Жигули стоятъ этого.
Теперь вся Самарская лука принадлежитъ гр. Орлову-Давыдову, который здѣсь имѣетъ болѣе 100.000 десятинъ.
Приблизительно на томъ мѣстѣ, гдѣ Волга, встрѣчаясь съ Жигулевскими горами, уклоняется въ сторону, т. е. въ началѣ Самарской луки, находится одна изъ самыхъ крупныхъ вершинъ Жигулей — Караульный бугоръ или Усольская свѣтелка, названная такъ съ тѣхъ поръ, какъ на мѣстѣ старинной сторожевой башни владѣлецъ с. Усолья, гр. Орловъ-Давыдовъ, выстроилъ изящный бельведеръ (свѣтелку), откуда открывается чудная панорама почти на 100 верстъ въ окружности. Отсюда видны: Симбирскъ, изломы Новодѣвичьихъ горъ, Стенькины курганы, «Сенгилейскія уши», многочисленные курганы-могилы, а также лѣсокъ, называемый «рубленнымъ мѣстомъ». Преданье разсказываетъ, что во время одной изъ битвъ съ татарами среди русскихъ появилась женщина-богатырь, такъ воодушевлявшая ихъ, что они разбили татаръ. Караульный бугоръ встарину былъ укрѣпленъ и служилъ для высматриванія
— 216 —
татаръ. Близъ Усолья находится еще другая гора — Кабацкая, названная такъ потому, что здѣсь находится кабакъ; она называется также Армянской. На вершинѣ ея находятся остатки укрѣпленій.
Въ 135 верстахъ отъ Симбирска лежитъ большое с. Усолье (2.000 жителей), при которомъ находится прекрасно устроенное имѣніе и помѣстье гр. Орлова-Давыдова. Въ селѣ 2 церкви, 2 школы, 2 больницы, лавки, еженедѣльные базары, почта, телеграфъ, земскій складъ земледѣльческихъ орудій и машинъ. При имѣніи два завода — лѣсопильный и для выдѣлки земледѣльческихъ машинъ и орудій,— и, кромѣ того, тонкорунное овцеводство.
За Усольемъ съ правой стороны въ Волгу впадаетъ р. Уса, идущая поперекъ Самарской луки и разсѣкающая Жигулевскія горы. Это было самое страшное мѣсто на Волгѣ, гдѣ и засѣдали разбойники.
Верстахъ въ 5 ниже устья Усы лежитъ богатое с. Жигули (2 1/2 тыс. жителей), съ большой пристанью, отпускающей на 1 1/2 милл. рублей хлѣба и дровъ.
Дальше слѣдуютъ большія села: Сосновый Солонецъ (2 1/2 тыс. жителей) и Аскулъ (2.000 жителей).
[Н. АНДРЕЕВЪ. ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВОЛГѢ И ЕЯ ПРИТОКАМЪ ОКѢ и КАМѢ. Съ видами городовъ и достопримѣчательностей. ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ. МОСКВА. Тип. и цинк. Торг. Дома «МЫСЛЬ». Петровка, 17. стр.204-216]
См.
журнал Искры 1915 01 и далее
Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века
План города Саратов и список его улиц
Алфавитный список жителей Самара 1911, Саратов 1911
Вся Самара 1911
Список домовладельцев Казань 1910
Все учебные заведения Самара 1911
Весь Царицын 1911
Женская гимназия (институт) Нижний Новгород, Саратов (Аткарск, Вольск, Камышин, Петровск, Хвалынск)
Женские гимназии и институты Квитанции за обучение
Список старших агентов и ответственных служащих Рязанско-Уральской железной дороги 1912
Конторы торгово-промышленных предприятий г. Саратова
Депутаты первой государственной думы Екатеринославская губерния, Казанская губерния, Калужская губерния, Киевская губерния, Самарская губерния, Саратовская губерния, Область Войска Донского
Список городов России 1917
Москва Городские Электрические Трамваи 1915
Город Краснослободск и его уезд до 1700 года, в 18 веке
Вся Волга 1907 Казанская, Костромская, Нижегородская, Симбирская
Волга от истока до устья
Астрахань, Балаклава, Вольск, Инкерман, Казань, Кинешма, Кострома, Нижний-Новгород, Ростов на-Дону, Самара, Саратов, Севастополь, Симбирск, Симферополь, Сызрань, Херсонес, Царицын
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"