Найти в Дзене
Александр Алексеев

ПОЧЕМУ АПТЕКИ ОБЛИВАЮТ ЗЕЛЁНКОЙ

Из продажи исчезли многие лекарства, в т.ч. от ковида. В региональных аптеках нет антибиотиков, антикоагулянтов и даже лидокаина. Причина – сбой в работе системы маркировки лекарств, которая вступила в действие с 1 июля 2020 года.

Считается, что в Калужской области самый передовой в стране фармацевтический кластер. Но о сложившейся ситуации в региональных СМИ пока ни строчки.

Реальная угроза лекарственного коллапса

Зависают компьютеры и сотни тысяч лекарственных упаковок стоят, нерастаможенные на границе и в терминалах. Готовые препараты не могут покинуть склады производителей. Аптеки не получают КИЗ-ы (контрольно-информационный знак) и не отпускают лекарства.

Чем вторая волна коронавируса отличается от первой? Тем, что теперь мы примерно знаем, как лечить ковид. Дексаметазон подавляет цитокиновый шторм, что антикоагулянты снимают одну из главных причин смертности — тромбы и что антибиотик азитромицин слегка помогает. Но приобрести их в аптеке стало почти невозможно, особенно в регионах.

Один из давних и надёжных партнёров России - фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» приостановила поставки препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) из-за сбоев в системе мониторинга движения лекарств.

На фармацевтических предприятиях невозможно из цеха перевести продукцию на склад из-за сбоя в системе маркировки лекарств!

Далее продолжение абсурда: после того, как дистрибьютор отправляет упаковку в аптеку, каждый провизор, который пробивает пачку лекарства, снова должен связываться с ЦРПТ!

Нависла серьёзная угроза настоящего коллапса в лекарственной сфере.

Творцы лекарственного хаоса

В мае 2018 года «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) и Ассоциация «Калужский фармацевтический кластер» подписали соглашение о стратегическом партнерстве и объединении усилий для внедрения на территории России системы маркировки лекарственных препаратов.

Тогда же была учреждена частная компания ООО «ЦРПР».

Справка:

· В стране продается 5 млрд упаковок лекарств в год.

· С 1 июля 50 копеек с каждой упаковки поступают в ООО «Оператор-ЦРПТ».

· Владельцы ООО «Оператор-ЦРПТ»: Алишер Усманов, «Ростех», компания Александра Галицкого, среди пайщиков которой Александр Удодов.

Обратный эффект

Во всем мире цифровизация даёт потребителю улучшенный и упрощенный доступ к услуге. Российская попытка цифровизации в фармацевтической сфере по маркировке лекарств дала обратный эффект.

А намерения были самые благие: исключить неуплату налогов и продажу поддельных лекарств. Предполагалось, что покупатель наводит смартфон на упаковку с лекарством и на дисплее мгновенно появляется информация о препарате: когда его произвели, кто производитель, у кого она лежала на складе. Обещалось, что будет, в Европе.

Почему не как в Европе?

Не получилось, как в Европе. Почему? Потому, что принцип работы российской маркировки построен на централизации услуги, во главе которой компания «ЦРПТ». В Европе сеть маркировки построена по принципу блокчейна, где QR-код наносит сам производитель. Это открытая система с множеством операторов.

В России система централизована. Участники фармрынка не имеют права распоряжаться товаром до тех пор, пока не получит КИЗ-ов из московского «ЦРПТ».

Почему вопреки мировому опыту российскую систему маркировки лекарств не сделали на основе блокчейна?

На этот вопрос замдиректора «ЦРПТ» Реваз Юсупов даёт абсурдный ответ: якобы, «блокчейн не справился бы с таким объемом информации». Общеизвестно, что как раз наоборот - именно блокчейн способен работать с любым, даже самым большим объемом информации. Российская система маркировки лекарств не справляется с работой как раз из-за своей централизованности.

Но главное отличие европейской системы маркировки от российской – её прозрачность для всех участников блокчейновой системы. Видимо, этого-то и не нужно владельцам частной компании «ЦРПТ».

Сейчас, вроде как, ЦРПТ признал проблему и предпринимает отчаянные попытки ее разрешить.

-2

Недоделанная система

«Я думал, при ковиде у них рука не поднимется внедрить эту недоделанную систему, — говорит владелец компании «Солоформ» Олег Жеребцов. — Нет, ни фига. Продавили».

«Раньше на обработку фуры с лекарствами тратилось полчаса, сейчас трое суток» - говорит Дмитрий Руцкой, гендиректор УК «Аптечные традиции», член координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС).

На сегодня сотни тысяч упаковок антибиотика сумамеда (одно из главных лекарств против ковида) лежат на таможенных складах. «Раньше мы бы приняли его за три часа. Теперь нам на это понадобилось две недели», — возмущается Руцкой, - Вы знаете, что творится в аптеках? Плюют. Обливают зеленкой. У меня был случай, когда инвалид костылем громил аптеку».

Главный редактор газеты «Справедливая Россия. Калужская область»,

Александр АЛЕКСЕЕВ