Маркетплейс – это площадка, на которой покупатель может сравнивать и приобретать товары сразу от нескольких продавцов в онлайн режиме.
Работают маркетплейсы в две стороны, выступая посредником между потребителем и тем, кто предлагает свои продукты или услуги.
Они дают возможность приобрести товары на любой вкус, предоставляют комфортную систему поиска нужной вещи.
Маркетплейсы следуют собственной стратегии:
- Привлечение покупателей путем рекламы через различные социальные сети, поисковые системы.
- Имеют программу лояльности, устраивают выгодные акции и распродажи.
- Доставка контролирует сделку от начала и до ее конца, предоставляя удобный сервис покупателям и продавцам.
- Поддержка связи с покупателем по телефону или по другим каналам коммуникации. В случае необходимости производят возврат товара.
- Хранение товаров на складах.
В особенности маркетплейсов, помимо готовой витрины, входят: SEO-оптимизация, логистика.
В первом случае плюсом для продавцов является попадание на платформу. Покупатель же, перемещаясь по разным товарным категориям, расширяет ассортимент своей корзины и увеличивает средний чек.
Во втором – используя услуги маркетплейсов, продавец имеет возможность пользоваться логистической системой площадок по низким ценам. В то время как у клиента появляется возможность получения товара любым удобным для него способом с минимальными сроками доставки.
Первые маркетплейсы образовались на Западе и быстро оптимизировались в России. Примеры глобальных маркетплейсов: Amazon, Alibaba Group, Wildberries, Ozon, Lamoda. Их статистику можно рассмотреть по этой таблице:
Маркетплейсы разделяются на: услуги, предлагаемые товары и типы участников.
Говоря о типах участниках, есть три стандартные модели:
B2B – бизнес делает покупки у бизнеса;
B2C – бизнес продает обычным людям
C2C – товары и услуги предлагают не предприниматели
Классификация маркетплейсов:
- Услуги
- Товары
- Информация
- Инвестиции
Можно ли заработать на маркетплейс?
Условия по заработку зависят от самого маркетплейса, где вы хотите что-то продать: начиная с предметов (бытовых, для личного пользования), заканчивая собственными услугами. Например, Яндекс.Маркет играет роль агрегатора товаров, собирая и систематизируя информацию от разных магазинов. Покупатель сравнивает предложения, после чего переходит на сайт поставщика.
Если брать во внимание Ozon, то он работает по системе заключения договора, благодаря которому продавец получает в своё распоряжение онлайн-витрину, платёжную систему, маркетинговую и техническую поддержку.
На что нужно обратить внимание при создании маркетплейса?
Запуская маркетплейс, необходимо обратить внимание на три вещи: что продавать, кому и зачем. Ответив на эти вопросы, можно перейти к следующим этапам:
Первое – отрасль, которую вы выберете, должна быть достаточно узкой, чтобы минимизировать количество конкурентов. Однако она должна быть при этом широкой, чтобы иметь с нее необходимую прибыль.
И второе – актуальность в спросе на выбранный вами товар.
Плюсы маркетплейса:
- Постоянный поток целевой аудитории за счёт популярности торговой площадки
- Возможность расширить спектр продаж;
- Снижение расходов на рекламу;
Минусы маркетплейса:
- Высокая конкуренция на площадке
- Зависимость от установленных сервисом правил
- Меньше возможностей для коммуникации с потенциальным клиентом