Мигель де Сервантес был героическим солдатом, честным чиновником, гением пера и стойким к невзгодам человеком. Он никогда не сдавался, несмотря на тяжелейшие испытания, через которые ему пришлось пройти.
На рассвете 7 октября 1571 года флот Священной лиги вошел в воды залива Петра у побережья сегодняшней Греции. Он производил грандиозное впечатление: состоял из более чем 200 галер и десятка других кораблей. Во всей флотилии плавало около 40 тысяч моряков, а также 28 тысяч человек солдат, в том числе 7 тысяч опытных испанских пехотинцев, тогда считавшихся лучшими на континенте. Среди них был 24-летний дворянин Мигель де Сервантес, плывший на судне «Маркиз». В тот день он чувствовал себя ужасно. Он лежал под палубой, страдая от сильной лихорадки и тошноты. Но вскоре последовали события, которые подняли его с постели и вдохнули в него почти сверхчеловеческую силу.
Когда утренний туман был унесен ветром, команда одного из кораблей Лиги увидела на высоте Лепанто (сегодня Нафпактос) настоящий рой кораблей на горизонте. Ошибки быть не могло. Это был флот Али-паши. В нем было порядка 220 галер, не считая 50 других кораблей, численность моряков переваливала за отметку в 50 тысяч человек и 31 тысяча солдат. Армада выглядела угрожающе и она стремительно надвигалась.
Не было времени терять зря. На кораблях Священной лиги подняли тревогу. Молодой испанский принц Хуан Австрийский, командовавший флотом, посоветовавшись со своими венецианскими и генуэзскими союзниками, решил вступить в бой. Армада начала подготовку к сражению. С некоторых галер в воду спускали спасательные шлюпки с солдатами. В одном из них вместе с двенадцатью подчиненными находился Мигель де Сервантес. Он встал с постели, несмотря на слабость и настойчивость своего командира, капитана Диего де Урбина. Вооружившись тяжелой аркебузой, весившей более пяти килограмм, будущий писатель поплыл на встречу славе.
В полдень начался бой. Двигаясь во главе формирования Священной лиги, четыре галеи - настоящие плавучие крепости того времени, вооруженные 50 тяжелыми пушками - произвели несколько залпов с близкого расстояния в сторону турок. Смертельная огневая мощь рассеяла первоначальный османский боевой порядок, посеяла панику среди экипажей и серьезно повредила корабли. Вскоре после этого оба флота смешались в хаотической танце. Галеры сомкнулись бок о бок, и начался ад. Пушечные ядра, выпущенные с близкого расстояния, убивали солдат, моряков и гребцов-рабов. Залитые кровью и уставленные трупами галеры превратились в плавучие платформы, на которых происходило настоящее «сухопутное» сражение.
Спасательная шлюпка с отрядом Сервантеса протискивалась через лабиринт, образованный бортами более крупных судов. Его задачей было защитить более крупные подразделения Лиги от неожиданных атак турок с небольших лодок. Юноша поражал врагов выстрелами из аркебузы. Иногда происходили стычки, бок о бок, с применением холодного оружия. Сервантес, по воспоминанию современников, демонстрировал исключительную отвагу.
Столкновение между «Реалом», флагманской галерой Священной лиги, и флагманом Турции имело решающее значение для исхода битвы. После тяжелых и кровопролитных боев испанцы одержали убедительную победу, поддержанные в критический момент итальянской пехотой. Турецкий экипаж флагмана «Султан» был разгромлен, а сам Али-паша — убит.
Смерть командира сильно ударила по моральному духу мусульманской армады. Тем не менее ожесточенные бои в Патрасском заливе продолжались до вечера. В конце концов, битва закончилась победой Священной лиги. Впервые за более чем 150 лет войска христианского мира одержали победу в битве с армией султана.
После будет рассказано, что вода вокруг Лепанто была «красной от крови». В результате столкновения погибло около 40 тысяч человек турков и 10 тысяч христиан. Из более чем 270 кораблей армады Али-паши осталось не больше 30. Остальные были потоплены, сожжены или захвачены флотом коалиции.
Мигель де Сервантес был также среди 120 раненых из экипажа «Маркиза». Ему повезло остаться в живых. Две пули аркебузы попали ему в грудь, а одна сломала ему левую руку, в результате чего он стал калекой — его левая рука оставалась неподвижной до конца жизни. Эта рана была тогда предметом его гордости. Он писал, что «получил ее в самый страстный и возвышенный миг, который видели все прошлые столетия и которого не предвидел ни одни из будущих».
Несмотря на инвалидность, Сервантес прослужил в армии еще несколько лет. Как позже выяснилось, Лепанто был лишь одним из многих опасных и горестных приключений в биографии известного писателя.
Беглец.
В середине 16 века, во времена правления императора Карла V Габсбурга, Испания стала «империей, над которой никогда не заходит солнце». Она контролировала процветающие колониальные владения в Америке и закрепилась в далекой Азии. В экономическом, военном и политическом отношении она была на пике своего могущества. Именно в этот период, 29 сентября 1547 года, родился Мигель де Сервантес Сааведра. Его рождение произошло в городке Алькала-де-Энарес, примерно в 30 км к востоку от Мадрида. Он был четвертым из шести детей Родриго де Сервантеса, фельдшера из бедной дворянской семьи из Кордовы, и Леоноры де Кортинас, дочери кастильских землевладельцев.
Семья Сервантес жила довольно бедно и часто переезжала из города в город - в зависимости от того, где у главы семьи были лучшие перспективы заработка.
Образование Мигель Сервантес получил чрезвычайно скромное. Вероятно, он получил свои базовые знания в иезуитских колледжах. Конечно, будучи юношей, он также учился в Мадридской городской школе под руководством выдающегося гуманиста той эпохи Хуана Лопеса де Ойоса. Он заметил в мальчике незаурядный литературный талант. Осенью 1568 г. де Ойоса способствовал публикации первых работ Сервантеса. Это были четыре стихотворения, посвященные внезапно скончавшейся молодой королеве Елизавете де Валуа. Они получили признание в высших кругах.
Кто знает, как сложилась бы тогда карьера Сервантеса, если бы не досадный инцидент, произошедший несколько месяцев спустя.
В начале сентября 1569 года по неясным причинам Мигель де Сервантес на дуэли ранил человека по имени Антонио де Сигура. Все было совершенно далеко не по закону и поэтому такое правонарушение каралось суровым наказанием - отрезанием правой руки и изгнанием за пределы Испании на 10 лет. Власти немедленно выдали ордер на арест молодого человека.
Сервантес, однако, не стал ждать, пока его поймает полиция. Сначала он бежал в Севилью, а через три месяца сел на корабль, направлявшийся в Италию. После этого он не видел свою родину около десяти лет.