я уже писал, рассказывая о СПб, что в город на Неве, я езжу регулярно, на учёбу. И то чем мне нравится учёба в ЦНТИ Прогресс - в конце учёбы-обязательно экскурсия. В этот раз - Кронштадт.
проехав мимо Зенит арены и "кукурузины" ГАЗПРОМа движемся, по земле, а не как добирались люди раньше -по воде в Кронштадт.
Проезжаем мимо полуразрушенных фортов...военные ушли, а гражданские не дали ума
С октября 1703г. по 7 мая 1704г. у о.Котлин построен на искусственном острове из деревянных ряжей, наполненных валунами, первый в России морской форт.
В 1717г. в конце каменной гряды, простирающейся от западной оконечности острова Котлин на искусственном острове из ряжей построен первый в России морской маяк, позже после перестройки, названный Толбухиным маяком.
3. В 1724г. в основном завершены постройкой самый крупный в те годы в Европе сухой док (им.Петра Великого) с каналом и «мокрый док» (обе камеры этого дока -корабельная и фрегатная были перестроены по указанию императора Николая 1 в 1830-1846гг) После 1846г. док назывался «Николаевским) (после 1919г. - док им.Сургина).
4. В 1724г. под руководством капитан-командора Эдуарда Лейна в основном завершены работы по созданию Купеческой, Итальянской, Средней, Лесной, Военной гаваней, береговых стенок с укреплениями, орудиями, складами, мастерскими, жилыми домами. Россия впервые стала обладать первоклассным торговым и военным портом.
5. В октябре 1751г. под руководством инженер-генерал-майора И.Л.Любераса закончено окончательно строительство доковой системы «Док-канал, Док, Доковый овраг с кюветом для спуска воды из канала и дока, Доковый бассейн для приема доковых вод и последующей ее откачки насосами, приводимыми в действие ветряными мельницами. Длина всей системы 2,2 км. Вход в канал, вход в док и выход из него в Крестовину надежно перекрывался двойными шлюзовыми воротами системы выдающегося изобретателя, сподвижника Петра Великого полковника Андрея Константиновича Нартова. При устройстве подвески и поворота шлюзовых ворот Нартов впервые в русской практике применил для уменьшения трения сплав меди с цинком - латунь.
Торжественное открытие доковой системы состоялось 30 июля 1752г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. 1 августа в ее присутствии в док ввели крупнейший в русском флоте 120-пушечнй корабль «Императрица Анна».
В 1774-1777гг. на северном берегу Докового бассейна в специально построенном здании на полукруглом фундаменте установили привезенную из Шотландии крупнейшую на то время в Европе паровую машину с котлом и насосами для откачивания воды (эта машина проработала при уходе за ней русских механиков до 1840-х гг).
В 1789г. на южном берегу Докового бассейна для изготовления снарядов для орудий и балласта для остойчивости кораблей был построен Чугунно-литейный завод.
В Кронштадте, у Синего моста через Обводный канал, рядом с Итальянским дворцом, находится Кронштадтский футшток. Это массивная чугунная линейка с фарфоровыми делениями, укрепленная в устое Синего моста. Рядом с ней — небольшая медная табличка, обозначающая нуль. Именно отсюда ведется отсчет высот и глубин в нашей стране.
Михаил Францевич Рейнеке (1801-1859) гидрограф, вице-адмирал, на протяжении пятнадцати лет, с 1825 по 1839 год проводил исследования колебания уровня Балтийского моря. В 1840 году он предложил нанести черту, соответствующую среднему уровню Финского залива по наблюдениям за этот период. Фёдор Фёдорович Витрам (1854-1914) астроном-геодезист обозначил нуль Кронштадтского футштока с помощью небольшой медной пластины с горизонтальной чертой. В 1913 году заведующий инструментальной камерой Кронштадтского порта Х.Ф.Тонберг установил новую медную пластину с горизонтальной чертой, обозначающей нуль. Кронштадтский футшток является метрическим, то есть отградуирован в сантиметра