Найти тему
Диванный эксперт

Владимир Путин о нагорно-карабахском конфликте

Как уже стало традицией, президент Российской Федерации Владимир Путин принял участие в итоговой сессии XVII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». В этот раз, в связи с распространением короновирусной инфекции, в режиме видеоконференции. В ходе выступления Владимир Путин затронул многие вопросы стоящие перед Россией сегодня.

Подробнее остановлюсь, на той части выступления, что касалась ситуации в Нагорном Карабахом.

Так, Владимир Путин, отвечая на вопрос одного из участников клуба, в очередной раз озвучил официальную позицию Российской Федерации по поводу нагорно-карабахского конфликта. Позиция следующая, «для нас и Армения, и Азербайджан – равные партнёры», «мы занимаем такую позицию, которая позволила бы нам пользоваться доверием как у одной, так и у другой стороны и играть существенную роль в качестве посредников в урегулировании этого конфликта по сближению позиций». Другими словами, Россия, не принимает ни одну из сторон, призывает к скорейшему прекращению боевых действий и возобновлению политического диалога и мирному урегулированию конфликта.

В своей речи, Владимир Путин, затронув причины конфликта, по сути заявил, что мирное урегулирование не возможно без взаимных уступок .

<…>Третья заключается в том, что этот конфликт начался не просто как межгосударственный конфликт и борьба за территории, он начался с этнического противоборства. Это тоже, к сожалению, факт, когда в Сумгаите, а потом и в Нагорном Карабахе были осуществлены жестокие преступления против армянского народа.
<…>В то же время мы понимаем, что такая ситуация, при которой значительная часть территории Азербайджана страной утрачена, не может продолжаться вечно. На протяжении многих‑многих лет мы предлагали самые разные варианты урегулирования этого кризиса, для того чтобы стабилизировать ситуацию на длительную историческую перспективу.

Понятно, что в современных условиях, военная поддержка Российской Федерации, той или стороны конфликта, невозможна. Начиная с формальной стороны вопроса, боевые действия, все же, ведутся на территории суверенного государства, Азербайджана. Заканчивая, множественными культурными, историческими, экономическими, гуманитарными связями, как с Арменией, так и с Азербайджанской Республикой. В России, живут, на что, в своем выступлении, также обратил внимание Владимир Путин, многочисленные армянские и азербайджанские национальные диаспоры. Перечисленные факторы, однозначно, вынуждают Россию, искать политические способы решения данного конфликта.

Замете, в очередной, раз вынуждают.

Не смотря на всю политическую обоснованность позиции азербайджанской стороны, без поддержки Турции, нападение Азербайджана было просто невозможной авантюрой. Многие эксперты, не диванные кстати, считают, что современный конфликт в Карабахе, явился следствием, именно, турецкой агрессивной политики.

Сложно однозначно оценить причины и мотивы действий турецкого лидера Реджепа Эрдогана. Здесь многие говорят о неоосманизме или турецком этнонационализме и исламизме. Некоторые эксперты говорят о поисках Турции определенного геополитического пространства, позволяющего добиться оптимального экономического и культурного статуса.

Мне же понравилась цитата подсмотренная у американского Bloomberg:

Но если вы ищете объединяющую теорию внешней политики Эрдогана, то она такова: президент Турции делает то, что делает, потому что ему это сходит с рук.

Я бы добавил, «пока это сходит ему с рук».

Политика, как сказал Отто фон Бисмарк есть «искусство возможного». Реджеп Эрдоган, похоже, осуществляя свою политику, использует все грани возможного.

Обеспечив Азербайджан, в начале, военной и политической поддержкой, в дальнейшем поставил под сомнение формат Минской группы ОБСЕ, назвав его неэффективным. Далее, предложив Турцию в качестве посредника в переговорном процессе, о чем неоднократно говорили официальный Баку и Анкара, что сделало бы мирное урегулирование просто неосуществимым, согласитесь. Тем самым вынудил Россию к переговорам.

Слова, Владимира Путина, по поводу роли Турции в рассматриваемом конфликте, во многом подтвердили мои предположения, озвученные в статье: Ряд изменений вокруг Карабахского конфликта. Исключение Турции, де-юра, из политического процесса вокруг Карабаха, похоже было достигнуто, путем определенного давления и уступок со стороны России.

Я знаю, что сегодня объём торгового оборота у нас свыше 20 миллиардов долларов. Знаю, что Турция реально заинтересована в том, чтобы это сотрудничество продолжалось.

Видимо торгово-экономические связи между двумя странами использовались в качестве «рычага» давления.

Вторая касается споров внутри НАТО, споров между Турцией и Францией. Мы никогда не злоупотребляем трениями, которые возникают между другими государствами.

Невмешательство можно рассматривать как уступку.

В целом, Владимир Путин, высоко оценил своего турецкого визави. Безусловно ему виднее.

Спокойствие и уверенность российского лидера, внушает уверенность в скорейшем прекращении горячей фазы конфликта и переходе сторон за стол переговоров. А так же дает надежду, что «флажки», за которые турецкий коллега не посмеет зайти, уже расставлены.

В конце добавлю, что на мой взгляд, построение глобальной архитектуры международной безопасности невозможно без тотального исключения подобных региональных вызовов.