Главный город России – Москва. Есть ещё столица северная – Санкт-Петербург. А Екатеринбург – третья столица России. В этом уверен каждый житель нашего города. Но где доказательства? И согласятся ли с нами жители других городов? Третьей столицей России мог бы считаться Омск: именно там находилась ставка «Верховного правителя России» А.В. Колчака. Или же Самара, куда эвакуировалось в 1941 году всё правительство СССР кроме И.В. Сталина. Быть может, Екатеринбург – третий по численности населения город России? Опять нет. Это звание носит Новосибирск. Однако история показывает, что третья столица России – именно Екатеринбург.
Эта идея появилась, когда Екатеринбург был даже не городом, а поселением при заводе. Но уже в это время, в 1730-40-ых годах, Екатеринбург превратился в крупнейший интеллектуальный центр Российской империи вне Санкт-Петербурга, Москвы и Киева. Почему? Благодаря Василию Никитичу Татищеву, крупнейшему русскому мыслителю XVIII века и видному государственному деятелю. Татищев руководил Уральско-Сибирской казённой горной промышленностью. Он основал школы разного профиля для всех, кто хотел учиться, и создал лучшую в провинциальной России библиотеку с множеством полезных книг: как иностранных технических, так и русских научных. Екатеринбург интеллектуально развивался быстрее всех городов Евразии того времени. Всё потому, что он был главным горнозаводским городом страны. А для горной промышленности нужны специалисты.
К сожалению, в середине XVIII века горные заводы стали принадлежать не государству, а отдельным людям. Так хотели улучшить работу заводов, а получилось наоборот: владельцы обанкротились и перестали готовить новых специалистов. Библиотека тоже пропала, расползлась по другим городам. Надолго Екатеринбург стал обыкновенным промышленным городом.
Но в первой половине XIX века Екатеринбург опять можно назвать третьей столицей. И это снова связано с горным ремеслом. Началась «Эра заводского царства». Екатеринбург стал центром особой системы управления горными заводами. Правда, центром губернии оставалась Пермь. Возник спор: что весомее – губернское или заводское управление? Ответ так и не нашли и не присвоили звание третьей столицы ни одному из спорящих городов, поскольку начался экономический кризис. Вскоре отменили крепостное право. Для заводов это значило исчезновение рабочих рук, поскольку все они держались на труде подневольных крестьян. Кстати, такие рабочие назывались приписными. Вот и кануло в Лету то «Горнозаводское царство». К концу XIX века Екатеринбург преодолел кризис, да только титул «Горнозаводской центр России» перехватил Донбасс. И Екатеринбург не приобрел ничего взамен. Он не стал центром ни губернии, ни епархии, ни интеллектуальной жизни. Железная дорога проходила мимо, ярмарок не было, университет построить никак не получалось...
В 1920-1930-ых годах по всей стране начали строить новые заводы и фабрики. Ресурсов для строительства не хватало. Множество регионов за них спорили. Тогда правительство создало две базы для распределения ресурсов. Легко догадаться: столицей новой индустриальной базы стал Свердловск. Так в то время назывался Екатеринбург. Здесь в тяжелейших условиях возвели разные заводы, в том числе «Уралмаш» — крупнейший в мире завод. А где крупнейший в мире завод, там и новый центр. Именно тогда люди поверили в то, что Екатеринбург – одна из столиц России. Приезжали в Свердловск рабочие из Германии, Великобритании и США, проводили митинги и дарили различные подарки. Довершали это пламенные речи о рабочих Свердловска. Люди осознали, что Свердловск – город с особенной судьбой. В прессе Свердловск даже называли Советским Чикаго. Именно с того времени идея о столичности Екатеринбурга живет и процветает. Подтверждается это присвоением Екатеринбургу титула «Уральская столица» и размещением в городе разных государственных организаций (например, Штаба Центрального военного округа или резиденции представителя президента России).