Хэллоуин отмечается в мире всего один день. Предлагаю немного это исправить, и начать за неделю. Каждый день я буду советовать фильмы, которые можно посмотреть в самый страшный день в году. Начнём с очень кривого, но по-своему обаятельного триквела "Хэллоуина"!
"Хэллоуин" Джона Карпентера - классика хоррора. Но что-то всегда пойдёт не так. Триквел "Сезон ведьм" - очень обманчивый фильм, и обманывает он с первых секунд. Ты ожидаешь увидеть, каким нелепым способом вернётся звезда серии Майкл Майерс? Придётся подождать до четвёртой части. Третья же ещё с заставки намекает на технический аспект фильма или на ретро-вейв тусовку.
Крепыша Майкла в этой части нет - таково было условие Карпентера. История маньяка закончилась в сиквеле (а потом продолжилась в квадриквеле и пару раз перезапускалась, но это другая история). Впрочем, разок посмотреть на символ серии всё же можно - в рекламе фильма "Хэллоуин" в фильме "Хэллоуин 3". Не ясно, дань ли это уважения оригиналу, самонадеянное ли напоминание, что фильмы стоят рядом или пренебрежительная отсылка.
Непонятно, почему фильм Томми Ли Уоллеса (который в 1990-ом снимет "Оно") вообще состоит в серии, если даже события предыдущих и последующих фильмов в нём - вымышленные. Даже идейно фильмы не пересекаются. Привычного слэшера тут нет в помине, как и стилистики, музыкальных и визуальных решений. В качестве главного зла здесь люди в пиджаках. Весьма условно можно сопоставить одинаковых, обезличенных Агентов Смитов с обезличенным же злом в маске (хотя и здесь масок будет предостаточно).
Доктор Чэллис и дочь убитого в начале фильма мужчины Элли Гримбридж оказываются в классическом сюжете о городе, в котором явно что-то не то (рыб-людей из лавкрафтовской "Тьмы над Иннсмутом" не будет). Парадоксально, но знакомая атмосфера тихого городка из фильма ужасов, который скоро будет потрясён ужасными событиями, пропала без следа. Чэллис и Гримбридж пытаются цитировать "Психо", останавливаясь в мотеле под видом супружеской пары, а на деле расследуя мутное дело с трагедией родственника. Тут впервые мелькает один из негласных символов фильма - семья Капферов, будто бы сошедшая с рекламы американской мечты. В этих же не романтических декорациях на ровном месте развернётся любовная линия без продолжения, которая нужна, просто потому что не может быть фильма ужасов без любовной линии.
Детективная интрига, мотив тотальной слежки и корпоративного зла обещают что-то интересное, если абстрагироваться от того, что этот фильм белыми нитками пришит к франшизе "Хэллоуин". Но потом окажется, что корпорация, изготовляющая маски на Хэллоуин снабжает свою продукцию кусочками украденного камня Стоунхенджа, который посылает энергетические лучи в голову покупателю, наполняя её не конфетами, но змеями, насекомыми и прочими ползучими. Дальнейшие события иначе как фарс не воспринимаются.
Сложно подумать, но и у этого есть смысл. Главный затейник зловещего плана представлен как Гринч Похититель Хэллоуина. Он недоволен, что Америка сделала из кельтского праздника - праздник потребления. И решил победить Америку её же оружием - однотипными масками и странным оружием, которое сжигает головы людей, активируясь (чем бы вы думали?) рекламой. Хорошая попытка, "Хэллоуин 3", но ты - сам по себе продукт для потребления. Сиквел в череде сиквелов, причём более других наживающийся на добром имени оригинального фильма (потому что никакого отношения к нему не имеет). Как маски являются символом сокрытия личности, так и фильм надевает своеобразную маску.
Это очень нелепый, но всё же по-очаровательному нелепый фильм, который забавно смотреть. Нужно просто принять условности в духе кельтской магии и смертельной рекламы, роботов на часовых механизмах и безликих персонажей. Если не переступить через это, то реакция героя, смотрящего сначала в телевизор, а затем в камеру с криком: "Остановите это!" постигнет ещё многих.