Вот загадку задала Канакина в учебнике «Русский язык» для 1 класса. Является ли «плим» словом?
Вот один из комметариев предыдущей статьи:
Не знаю, как проходят эту тему в школе, и как в итоге отвечают на данный вопрос дети, а также что объясняет учитель про слова. Мы не застали этот день, так как ушли на семейное обучение после 1-й четверти.
После прочтения этой главы у меня сложилось мнение, что ребёнка подводят к мысли, что «плим» не является словом.
А вспомним песню А. Пугачевой «Балалайка»:
Плим-плим-плим-плим, я не ревную тебя,
Плим-плим-плим-плим, обиды нет.
Плим-плим-плим-плим, мы не вернемся туда,
Плим-плим-плим-плим, из этих лет.
Плим-плим-плим-плим, но если любишь - звони,
Плим-плим-плим-плим, поговорим!
Вопреки мнению автора учебника, что «плим» не является словом, потому что ничего не значит, я считаю, что «плим» - это междометие, и оно является словом.
По поводу комментариев, что все слова имеют значение, это не так.
Междометия в русском языке: ох, ой, пли, ух, фу, фи, ага, ах, апчхи, батюшки, браво, господи, ишь ты, боже ж ты мой, о чёрт, ни фига себе! ай молодца!, молодец!, молодчина!, да ну ты брось, да ну как же оно так вышло-то вот, при! … Эти слова не имеют лексических и грамматических значений, не изменяются и не являются членами предложения. Исключение составляют случаи, когда междометия выступают в функции знаменательной части речи, например, существительного: «В темноте раздалось грозное эй».
Вот возьмём, например, «мяу», «гав». Есть ли у них значения? Нет. Это звукоподражания. Если бы у них были значения, то мы могли бы разговаривать с животными, как с людьми. Именно этим мы отличаемся от животных. Даже, если попугай говорит человеческие слова, то это только звукоподражание.
Союзы, предлоги, частицы и междометия не имеют значения. Это такие слова-помощники.
Хотя, некоторые люди умудряются разговаривать одними междометиями.
Лексическое значение есть у знаменательных слов (существительного, прилагательного, глагола, наречия).
· знаменательные слова — обозначающие определённые понятия, — существительное, прилагательное, глагол, наречие
Эти слова мы используем в разговоре для передачи смыслов. Ошибка Канакиной в том, что она в определении использовала слово «только», вводящее в заблуждение детей, что если нет значения, то это не слово. После изучения данного правила у детей сложится картина, что предлоги, союзы и т.д. не являются словами.
После прочтения правил в таких учебниках, действительно начинаешь сомневаться во всём, чему учили тебя в школе.
Я уж подумала, может я что и подзабыла со школы, времени-то прошло ого-го. Теперь вот с сыном учусь по второму кругу.
Решила вспомнить мат.часть и посмотреть в фундаментальных источниках. Ответ нашла вот в такой книге:
Я подумала, где ещё встречалась такая формулировка. И первое, что приходит на ум, это, конечно, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Причём здесь прямая или косвенная речь, служащие для передачи чужих слов, цитат. Здесь простое вопросительное предложение. И частица ли, как раз указывает, что это предложение вопросительное.
Интересно, те дети, которые не могут составить 10 предложений, по каким учебникам учились? Что привело к столь плачевному результату?
При обучении ребёнка я заметила такую вещь. Информация, впервые услышанная ребёнком, запоминается им как эталонная. И если в первый раз ошибешься, скажешь, что-то не так, то он это запомнит, и потом будет неправильно использовать, то есть, так, как услышал в первый раз. Поэтому при обучении детей надо тщательно подбирать слова. И, если учебник некорректный, то у ребёнка отложится в голове эта неправильная информация. Потом это исправить будет очень сложно.
Советские учебники можно скачать в вконтакте, задайте запрос «советские учебники». Для работы я распечатываю их на черно-белом принтере. Это даже удобно, можно в них писать, делать нужные пометки.
Всем удачного дня!
Ссылки на другие мои статьи
Разбор учебника: «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий