Найти тему
Калейдоскоп Х-фактов

Как офицеры обмывали очередное воинское звание. И почему считалось, если не обмоешь звездочку, новую получишь не скоро.

Добрый день, дорогие друзья, собратья по курсантской юности, лейтенантской молодости и всей дальнейшей нелегкой офицерской службе! Приветствую всех на своем канале!

Очередное воинское звание, очередная звездочка на погонах не может не оставить равнодушным ни одного офицера. Что может быть приятнее в военной карьере любого офицера, как ни присвоение ему очередного воинского звания. И не важно какое оно - старший лейтенант, капитан, полковник, генерал - это очередной судьбоносный виток в жизни военнослужащего и очередная победа в достижении высот нелегкой службы.

Естественно каждую новую звездочку на погоны, по традиции, обязательно надо обмыть. И любой офицер к этому готовится. Но это понятно только людям в погонах, гражданские особо и не вникают во все подобные военные тонкости и им невдомек о столь популярном, передающимся из поколения в поколение своеобразном ритуале.

Причем обмываются звездочки исключительно офицерским коллективом без посторонних дам, жен, гражданских лиц и только водкой (или спиртом, в зависимости от ситуации). Никаких вин, коньков, и прочих горячительных напитков на столе не присутствует.

В каждом коллективе присутствует соответственный обычай, от которого нельзя отклоняться. Помню перед тем, как мне присвоили старшего лейтенанта, я заранее расспрашивал старших коллег как и что надо делать при обмывании, чтобы не "не упасть в грязь лицом". И помню как один "древний" майор мне сказал: - "Запомни, сынок, звездочку обмыть - дело святое. Никаких оправданий не может быть, чтобы "зажать" такой торжественный воинский обычай".

На дворе стоял 1986 год и вовсю действовал сухой закон. Водку не достать. Пришлось на стол ставить спирт ("шило" в армейской среде). Собирал заранее, отливал по чуть-чуть с каждого тех.обслуживания. Нам на ТО выдавали по бутылке спирта, приходилось в течение полугода скапливать.

И вот, помню, наступил этот торжественный и не забываемый момент в моей жизни. За столом сидят все офицеры нашего подразделения во главе с командиром. Мне наливают стакан спирта (естественно разбавленного до градусов водки, иначе я бы просто не осилил подобное испытание). Стою пред ними - молодой зеленый, еще не опытный в этом деле, а на меня уставились десятки глаз и ждут моего доклада о "повышении в звании". Выпиваю стакан, аккуратно губами ловлю звездочки, которые находятся на дне этого самого стакана и опускаю их себе на погоны (одну на правый, а другую на левый). Причем надо губами их положить так, чтобы они не упали с погон. Ибо если упадут - это плохая примета. И вот как только он легли аккуратно на мои погоны, я доложил всем присутствующим: - "Товарищи офицеры, старший лейтенант "N" - представлюсь по случаю присвоения мне очередного воинского звания старший лейтенант". И вот после этого приветственное слово сказал командир, а затем сразу же раздались аплодисменты, крики "Ура" и я официально стал старшим лейтенантом. Застолье продолжилось, но при этом я уже мог больше не пить, никто и не заставлял и не настаивал. Главное - традиция соблюдена, новоиспеченный старлей не оплошал.

А вот как описывает присвоение о и ритуал обмывание очередного воинского звания Виктор Суворов в книге "Аквариум". Предлагаю Вашему вниманию небольшой фрагмент из этого произведения.

"...Я полковнику Кравцову рукой на почетное место указываю. Традиция такая. Он отказывается и мне на это место указывает. Это тоже традиция. Я отказаться должен. Дважды. А на третий раз должен приглашение принять и Кравцову место указать справа от себя. Все остальные сами рассаживаются по старшинству: заместители Кравцова, начальники отделов, их заместители, старшие групп, ну, и все прочие. Бутылки на стол расставлять должен самый молодой из присутствующих. Традиция запрещает ему сейчас улыбаться. Все остальные тоже серьезны. Не положено сейчас ни улыбаться, ни разговаривать. И вопросы не положено задавать, отчего во главе стола старший лейтенант сидит. Сиди да помалкивай степенно.

- Где ж твой сосуд? – так спросить положено.

- Вот он. – Подаю Кравцову большой граненый стакан.

Наливает Кравцов стакан по ободок прозрачной влагой. Передо мной ставит. Аккуратно ставит. Ни одна капля пролиться не должна. Но и стакан полным быть должен. Чем полнее, тем лучше. Молчат все. Вроде бы и не интересует их происходящее. А Кравцов достает из командирской сумки маленькую серебристую звездочку и осторожно ее в мой стакан опускает. Чуть слышно та звездочка звякнула, заиграла на дне стакана, заблестела. Беру я стакан, эх, не плеснуть бы, к губам несу. Губы навстречу стакану тянуть не положено, хотя так и подсказывает природа отхлебнуть самую малость, тогда и не прольешь ни капли. Выше и выше свой стакан поднимаю. Вот он и губ коснулся. Холодный. Потянул я огненный напиток. Донышко стакана выше и выше. Вот звездочка на дне шевельнулась и медленно к губам скользнула. Вот и коснулась губ она. Офицер звездочку свою новую как бы поцелуем встречает. Звездочку чуть-чуть губами придержал, пока огненная влага из стакана в душу мою журчала. Вот и все. Звездочку я осторожно левой рукой беру и вокруг себя смотрю: стакан-то разбить надо. На этот случай на мягкой траве чьей-то заботливой рукой большой камень положен. Хрястнул я тот стакан о камень, звонкие осколки посыпались, а звездочку мокрую полковнику Кравцову подаю. Кравцов на моем правом погоне маленькой командирской линеечкой место вымеряет. Четвертая звездочка должна быть прямо на красном просвете, а центр ее должен отстоять на 25 миллиметров выше предыдущей. Вот она, мокрая, и встала на свое место. Теперь мое время закусить, запить, огурчиком водочку осадить.

- Где ж твой стакан? – так спросить положено.

Два плеча. Два погона. Значит, и две звездочки. Значит, и два стакана… в начале церемонии. Подаю я второй стакан. Снова в нем огненно-ледяная жидкость заиграла. Снова до краев.

Встал я. Стоя пить легче. Встать разрешается. Никто тут не возразит. Можно было и первый стакан стоя пить. Традиция этому не препятствует. Лишь бы стаканы полными были. Лишь бы не ронял офицер драгоценные бриллиантовые капли.

Сверкнула вторая звездочка-красавица в водочном потоке. Пошла огненная благодать по душе. Зазвенели осколки битые. Вот и на втором погоне мокрая да остроконечная появилась. Теперь Кравцов себе наливает. До краев. И каждый в тишине сам себе льет. Своя рука – владыка. Лей, сколько хочешь. Если Витю Суворова уважаешь, так полный стакан лей. А уж коли не уважаешь, лей сколько знаешь. Только пить до дна.

– Выпьем… – смиренно предлагает полковник.

Не положено в такую минуту говорить, за что пьем. Выпьем и все тут. Пьют все медленно да степенно. Все до дна пьют. Только я не пью. Теперь мое право на каждого смотреть. Кто сколько налил себе. Кто полный стакан, а кто на две трети. Но полные у всех были. А теперь вот сухие у всех. Теперь мне и улыбнуться можно. Не широко. Ибо по традиции я все еще старший лейтенант, хотя приказ вчера был, хотя сегодня мне уже и звезды новые на погоны повесили.

Вот и Кравцов допил. Чуть водичкой запил. Теперь фраза должна ритуальная последовать.

– Нашего полку прибыло!

Вот именно с этого момента считается, что офицер повышение получил. Вот только с этого момента – я капитан.

Закричали все, зашумели. Улыбки у всех. Пожелания-поздравления. Теперь все говорят. Теперь смеются все. Теперь церемонии кончились..."

Обложка книги В.Суворова "Аквариум".
Обложка книги В.Суворова "Аквариум".

Но вот что характерно, в армии бытует такое мнение, что если ты не обмоешь свое новое звание, то следующую звездочку на погоны получишь не скоро. Ибо традиции нарушать нельзя и армейский "бог" не прощает пренебрежения к ним.

Я конечно к данному поверию относился несколько скептически и даже с ухмылкой. Подумаешь, не обмыл и что из этого? Что может случиться если ты на хорошем счету, службу несешь исправно, одни благодарности и поощрения и т.д. Однако мне в дальнейшем на своей офицерской судьбе пришлось испытать в действии данное поверие или неписанный закон обязательного обмывания воинского звания.

Случилось это в 1989 году. Служил я на одном из кораблей космического флота СССР "Академик Сергей Королев". По приходу из очередного рейса в порт приписки Одессу, нам сообщили, что все офицеры нашего и подобных судов сокращены и будут отправлены в войска. Ну а пока мы находились в отпуске после 9-ти месячного плавания, на каждого из нас готовились очередные документы и назначения на должности в разные части Советского Союза. Примерно через 3 недели меня из отпуска неожиданно вызывают в строевую часть и сообщают о присвоении мне очередного воинского звания капитан, а также о новом назначении. С утра попросили сдать удостоверение личности и после обеда его забрать. Получив его после обеда, прочитал там новую запись о присвоении мне капитана (номер приказа, дата, подпись командира и печать).

Так я стал капитаном. А вот как и с кем обмыть новое звание? Все мои сослуживцы в отпусках (отпуск после рейса у нас был месяца 3), все разъехались по разным городам. Одним словом, так и не обмыв новое звание, месяца через полтора в погонах капитана я убыл к новому месту службы. Естественно по приезду также не обмывал капитана. Во-первых, с момента присвоения звания прошло уже более месяца, а во-вторых, я никого не знаю в новой части.

Как результат, я добросовестно неся службу, не имея взысканий, отходил капитаном 6 лет и 10 месяцев (почти 4 года переходил). Через несколько месяцев, уже в новой части, куда меня перевели на повышение, мне наконец-то присвоили долгожданного майора. Естественно обмыл я это звание самым, что ни на есть, должным образом, согласно традициям и обычаям в армии. Соответственно, позже подполковника и полковника получил точно в установленные сроки.

Возможно задержка мне воинского звания было просто стечением обстоятельств и армейский "бог" тут не причем, но сей факт остается фактом?!? Кстати, некоторые мои однокашники также обратили на это внимание. Когда в 90-х годах были задержки со своевременной выплатой денежного довольствия, некоторые офицеры не обмывали присвоение им очередных званий из-за элементарного отсутствия денег. Зато потом многие жаловались, что действительно очередное воинское звание они получили не скоро.

Друзья, может быть в Ваших подразделения подобная процедура обмывания звездочек проходила иначе, а возможно многие из Вас считаю, что это предрассудки и не обязательно обмывать очередные воинские звания. Что ж, как говорится, сколько людей, столько и мнений, я лишь рассказал случай из своей жизни и поделился своими впечатлениями.

Благодарю за внимание.