В течение последних нескольких сотен лет правления династии Чжоу (周朝) эгоистичные желания людей росли вместе с развитием общества. Древние великие добродетели и добродетельное правление императоров династии Ся, династии Шан и ранней династии Чжоу были заменены личными выгодами. В результате между государствами часто вспыхивали войны.
В этот период в Китае появились великие святые.
Лао Цзы передал Дао (道) — путь возвращения к своему изначальному, истинному «Я».
Конфуций учил доброжелательности (仁) как основе нравственного поведения, отмечая при этом, что Дао является конечной целью, основанной на добродетели (德) и опирающейся на доброжелательность.
Иероглиф 仁 в отдельности или в сочетании с другими иероглифами, относится к таким понятиям, как сострадание, доброта, любовь, человечность, милосердие и благородные манеры поведения в отношениях с другими людьми.
Юность
Конфуций (551-479 до н. э.) известен в Китае как Кун Цзы (孔子) или Кун Фу-цзы (孔夫子). Его имя при рождении было Кун Цю (孔丘), стилизованное под Кун Чжунни (仲尼) (традиционное китайское «собственное имя», данное после 20 лет, чтобы отметить наступление совершеннолетия).
Конфуций жил в государстве Лу в период «Весны и Осени» (770-476 до н. э.) в более поздний период династии Чжоу (приблизительно с XI века до н. э. по 221 год до н. э.).
Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ и семнадцатилетней наложницы Янь Чжэнцзай. Когда Конфуцию было всего полтора года, его отец скончался. Он и его мать были очень бедны, но Конфуций любил читать и изучать этикет.
Принцип доброжелательности
Конфуций приобрёл великие знания благодаря усердному изучению. Он освоил поэзию, историю, обряды Чжоу и другие древние традиции, а также шесть искусств (六藝): ритуалы (禮), музыка (樂), стрельба из лука (射), верховая езда (御), чтение и письмо/каллиграфия (書) и арифметика (數).
Когда ему исполнилось 30 лет, Конфуций начал преподавать. Однажды он посетил столицу Чжоу, чтобы поучиться у Лао Цзы. Позднее он занимал несколько незначительных постов в правительстве.
Примерно в возрасте 51 года Конфуций был назначен на высокий пост. Он видел много несправедливости и отсутствие морали в политике. Он отстаивал свой принцип благожелательности в управлении, но его политическая философия не была принята монархом.
Конфуцию ничего не оставалось, как уйти в отставку. Он отправился в изгнание и путешествовал по всей китайской империи, чтобы распространять своё учение и веру в доброжелательное управление. Однако аристократия не приняла его философию.
Преданность образованию
Конфуций вернулся в свой родной город в 60-е годы и посвятил себя образованию. В то время простые люди не имели возможности получить образование, которое было привилегией, зарезервированной для знати.
Конфуций был первым учителем в китайской истории, который предоставил частное образование, основанное на концепции «обучения в соответствии с естественными способностями».
Он преподавал классические традиции и шесть искусств, но подчёркивал мораль как самый важный предмет. Он учил, что истинный человек — это человек образованный и нравственный, с хорошим характером, ценящий самосовершенствование.
Конфуций редко говорил о личных интересах. Если эта тема поднималась, он всегда связывал её с судьбой, благожелательностью и добродетелью. Когда его ученики не могли справиться с тяготами или трудностями, Конфуций использовал эти моменты как возможность обучения, чтобы помочь им понять свою ситуацию.
Он учил своих учеников, как быть хорошим человеком, и сам следовал своему учению. Его ученики и будущие поколения были глубоко тронуты его праведностью, добротой, смирением, вежливостью, преданностью стране и заботой о других.
Согласно легенде, у Конфуция было около 3000 учеников. Из них 72 стали выдающимися мудрецами и впоследствии занимались распространением учения Конфуция.
В поисках Дао
Другие ключевые принципы учения Конфуция — праведность (義), приличие (禮), обучение и мудрость (智), честность и надёжность (信), сыновняя преданность (孝), верность (忠) и прощение (恕).
В то же время он неоднократно говорил о Дао. В наиболее известной своей работе «Аналекты» Конфуций утверждал:
«Утром услышав о Дао, вечером можно умереть (朝聞道, 夕死可矣)».
Этим Конфуций подчеркнул ценность Дао и редкую возможность услышать, распознать и понять Дао настолько, что можно было бы умереть без сожаления.
Конфуций утверждал, что он не был создателем новых идей, а лишь хотел передать и возродить древние нравственные традиции династии Чжоу и правила добродетели.
В Китае Конфуция почитают как величайшего мудреца и учителя. Его руководящие принципы отношений и взаимодействия между людьми оказывали огромное влияние на китайский народ и культуру на протяжении 2500 лет.
Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!