Уже как-то писал заметку, касавшуюся теории морали "О справедливости", но решил немного вернуться и более четко сформулировать некоторые мысли.
Дело в том, что с моей точки зрения, любая мораль, любые моральные оценки, могут быть всего двух основных разновидностей:
1. Готтентотской (двойная).
2. С позиции категорического императива.
В первом случае, оценка является заведомо субъективной, потому что сильно зависит от точки зрения на событие. Любое событие может получить любые оценки в зависимости от степени его полезности или вредоносности для конкретного наблюдателя (дающего оценку).
Причем, в разное время, одно и то же событие, может быть оценено одним и тем же наблюдателем по разному, в связи с изменением обстоятельств и степени его полезности/вредности для наблюдателя.
Во втором случае, с одной стороны, оценка выглядит субъективной, потому что зависит от принципов и убеждений конкретного наблюдателя.
Поэтому, оценка каждого события, для разных наблюдателей, в зависимости от их принципов и убеждений, может быть совершенно разной и даже противоположной.
С другой стороны - она объективна, потому что один и тот же наблюдатель, всегда будет оценивать одни и те же события одинаково, вне зависимости от их пользы или вреда для самого наблюдателя.
Даже если человек и соврет, исходя из своего ситуативного интереса, то на его собственную моральную оценку это не повлияет, т.е. высказывая неверную оценку, он будет ясно осознавать, что действует вразрез с собственными моральными нормами.
Если же моральные принципы, лежащие в основе оценок какого либо явления достаточно четко и точно формально сформулированы, то на этой основе можно почти объективно судить, с моральной и нравственной точки зрения, любые события и явления.
Особенно эффективно применение этого подхода, при наличии единой (общей) позиции большинства (народа). Если народ в целом, или большая его часть, солидарен по какому-то вопросу, то такая оценка является, с практической точки зрения, абсолютно объективной. Глас народа - глас божий