Найти тему
Уральский краевед

Богатства каменских недр.

Наш край - не гнилая тундра, лысая степь или угрюмая тайга. Радуют сердце скалистые берега рек, таинственные своды пещер, шелест озёрной глади, шёпот березового колка.
Наш край - не гнилая тундра, лысая степь или угрюмая тайга. Радуют сердце скалистые берега рек, таинственные своды пещер, шелест озёрной глади, шёпот березового колка.

В прошлые века известные учёные и государственные деятели, среди которых В.Н. Татищев, В.И. Геннин, П.С. Паллас, И.И. Лепёхин, И.П. Фальк, А.П. Карпинский проявляли не случайный интерес к Каменскому району- уральскому природному феномену…

Железной руде обязано появление города Каменска-Уральского. Мать - природа к нашему краю не повернулась спиной. Особенно много было наворочено лимонита. Рудознатцы буквально спотыкались о куски бурого железняка.

Игумен Далматовского Успенского монастыря Исаак правильно оценил обстановку. Устройство железоделательного предприятия на найденной руде отвечало экономическим интересам монастыря и запросам всего уральского населения. Без железных изделий крестьянствовать сложно.

Далматовский (при современном написании, через А) монастырь
Далматовский (при современном написании, через А) монастырь

Как известно, первый железоделательный завод на Урале был Ницинский. Какой-то туринский татарин в 1628 году указал на железную руду по реке Нице. В одночасье, в 1631 году, построили завод, который приказал долго жить: руда через шесть лет закончилась, а завод дотла сгорел. Вторым по счёту был Пыскорский завод в Прикамье, где плавили медь. С 1640 года завод проработал семнадцать лет, пока не закончилось привозное сырьё. Третьим заводом был Тумашёвский в Ирбитском уезде. Плавильщик Дмитрий Тумашёв в 1669 году нашёл железную руду на реке Невье. Был построен завод, но и он проработал один десяток лет.

На левом притоке Исети - реке Каменке, метко названной далматовскими рудознатцами Железенкой, завод, построенный Исааком в 1682 году и насильно преобразованный в Каменский казённый чугунолитейный завод, просуществовал до своего официального закрытия в 1926 году. За весь период работы руда была своя, что лежала «за околицей». Кроме Разгуляевского, Закаменного и Логовского рудников, железную руду добывали в окрестных деревнях. Разведка руды не производилась. Копали там, где была обнаружена красная глина.

Например, в деревне Сипаве руду добывали на огородах, и каменский предприниматель Толшмяков огороды скупал, спаивая мужиков водкой. Добывали руду деревянными кайлами и клиньями, доставали руду бадьями и корзинами с помощью ворота. Копали шурфы до шестнадцати сажен глубины. Креплений не было. Делали выборку породы сводом. В шахтах часто бывали обвалы. Цепь железорудных месторождений тянулась вдоль реки Багаряк, и для вывоза руды от станции Синарской в 1916 году была проложена железнодорожная ветка протяжённостью тридцать три версты. Одновременно с заводиком - домницей, в излучине реки, неподалёку от места впадения Каменки в Исеть, появляется Каменская слобода, основанная крестьянами-переселенцами Далматовского монастыря.

Общий вид Каменского завода с запрудою
Общий вид Каменского завода с запрудою

Вначале слободу величали Железенским посельем или Далматовской заимкой. Позднее слобода стала называться Каменской волостью Камышловского уезда Пермской губернии, а в советское время - посёлком Каменск и городом Каменском – Уральским.

Посёлок Каменск
Посёлок Каменск

В 1699 году домница и слобода отошли в казну. В петровские времена по ряду причин поселение приобретает не столько заводской, сколько крестьянский облик, а к концу девятнадцатого века - купеческое лицо. Поскольку природа оказалась щедрой, исконный металлургический облик Каменска был восстановлен вводом в строй Уральского алюминиевого завода, работавшего на базе местных бокситов…

Список богатств родного края можно продолжить. Ещё в семнадцатом веке за сокрытие найденной природной кладовой полагалась смертная казнь. Петровские указы поощряли частную инициативу, но взыскивали за нерадивость. Так, в период правления императрицы Елизаветы Петровны, старообрядец уральского селения Шорташ Ерофей Марков, искавший в пышминских лесах горный хрусталь для украшения икон, случайно нашёл кварц с вкраплениями золота.

Сенсационную находку он передал властям, но место находки напрочь забыл. Марков двадцать шесть лет находился под следствием, пока ему вновь «не пофартило». За свою рассеянность первооткрыватель рудного золота был прощён и отпущен на все четыре стороны.

Между тем, след далматовских рудознатцев в истории геологических открытий не прослежен, и эта тема ждёт своего исследователя. Надо заметить, что владения Далматовского монастыря не ограничивались заводом-домницей, дача охватывала солидный кусок реки Исети, реку Каменку до устья речки Белой, низовье Камышенки. По берегам рек и сейчас виднеются старинные шурфы, сделанные явно специалистами монастыря. И не они ли первооткрыватели жёлтого металла на Урале?

Далматовский монастырь
Далматовский монастырь

С потерей завода на Каменке, монастырь потерял золотые россыпи Камышенки и Исети. В восемнадцатом и девятнадцатом веках, ориентируясь по отметинам рудознатцев, старатели-хищники шарили по распадкам Синары и Багаряка, промывали песок Камышенки и исетского левобережья у деревни Шилово и села Маминского. Здесь со временем возникла государственная золотодобыча. Жёлтый металл мыли и у деревень Вторая и Третья Красногорска.

В советское время на месте будущего Уральского алюминиевого завода, работая по старинке, миасская контора «Уралзолото» силилась превысить плановые рубежи по намыву золота и платины, но, посчитав, что добыча не рентабельна - работу прекратила. О знании дела монастырскими рудознатцами говорит и такой факт. В царствование Анны Иоанновны, при разработках бута - камня для строительных нужд Далматовского монастыря, была найдена руда, которая на вид «светло зелена, а возьмёшь на руки, то тяжеле чугуна».

Из найденного на реке Тече пироморфита, путём капеляции, рудознатцы извлекали серебро. Из таких вот отрывочных сведений следует, что монастырские служилые люди многое знали о полезных ископаемых исетского края, о найденном не объявляли, считая, что открытие «всё равно отберут», как это случилось с заводской дачей и домницей Железенского поселья. Крестьяне деревни Боёвка, в свободное от полевых работ время, добывали жерновой камень - твёрдый кварцевый песчаник. Камень залегал на глубине до десяти сажен, вытаскивали его канатами на вороте. В ворот запрягали двух лошадей.

У селения Колчедан местные жители издавна добывали серный колчедан и изготавливали из него жернова и точила. А на левом берегу реки Исети, ниже устья Каменки, Ушков - бывший крепостной Демидовых построил в 1848-1861 годах фаянсовую фабрику. Глина добывалась на противоположном берегу реки Исети. На заводе в одну смену на четырёх горнах работали восемь токарей, шесть горновщиков и шесть формовщиков. Изготавливали чайную и столовую посуду до полуметра в диаметре. Орнамент посуды был растительный или изредка с человеческими фигурами, панорамой завода. В Колчедане работник ушковской фабрики Шабров открыл мастерскую фарфорорвой и фаянсовой посуды. Белую глину для мастерской возили с реки Синары. Очень славилась окуловская глина, её посылали даже в Екатеринбург для изготовления формы печатей. Глину продавали в другие деревни, использовали для побелки.

Село колчедан
Село колчедан

На границе с Нижней, с землями мещеряков, возле дороги находился «Курень», где окуловские мужики пережигали лес на древесный уголь, необходимый для Каменского завода. Кроме глины, железной руды, древесного угля Окулова была знаменита белым песком. Купец Толшмяков просил продать песок, но сельское общество не согласилось.

С девятнадцатого века в Каменском заводе для местных нужд разрабатывался каменный и бурый уголь. Шахты располагались в черте посёлка и деревни Бродовской. Известно, что Одесса стоит на многокилометровом лабиринте выработок, сделанных в ракушечнике, ну, а Каменск - на угольных пластах, вкривь и вкось издолбленных шахтёрской кайлой.

Елизавета Григорьевна Медведева - инженер-геолог в годы Великой Отечественной войны изучила целебные серные воды и грязи Мазулинского озера - торфяника и предложила руководству города построить курорт-здравницу. Медведева также выдвинула гипотезу о наличии газа или нефти под городом. Через газету «Каменский рабочий» рассказывала горожанам о сокровищах речки Боёвки - редчайших на Урале минералах - монацитах, флюоритах, бериллах, месторождениях графита, кровельного сланца, молочного кварца.

За годы советских пятилеток более тридцати разведочных геологических партий стучали молотками вдоль берегов здешних рек, обнаружив ранее не ведомые запасы пирита, вольфрама, марганца, бокситов. Геологами И.И. Горским и Н.И. Архангельским составлены подробные карты отложений палеозоя и мезозоя…

И всё-таки, прояснив общую картину, наука не достаточно исследовала редкие минералы нашего края, их сырьевое значение. История геологического поиска показывает, что новые открытия ждут своего часа.