Такие искушения как превращение камня в хлеб, падение с высоты храма, и поклонение лукавому в обмен за все царства земные были не главными. В пустыне Христос столкнулся чем-то более сложным.
2020 год. Человечество, впервые, столкнулось с пандемией всемирного масштаба. В воздухе носятся нездоровые вирусы, а с ними и разнообразные конспирологические теории, игра же «верю-не верю» всё ещё востребована. Однако, и – это факт, смерти стало больше, а сама жизнь стала сложнее… А ещё мы познакомились с самоизоляцией, которая чем-то напомнила одну библейскую историю, ту, что принято называть искушением Христа в пустыне.
Самоизоляция. Одно из топовых слов 2020-го года. Очень, ОЧЕНЬ неприятное слово, учитывая окружающий контекст. Несколько месяцев домашнего режима и вот, когда реальная коронавирусная картина страшнее чем в марте или апреле, теперь мало кто жаждет вновь пройти этот опыт. Уж лучше рискнуть здоровьем, а то и жизнью, только бы не изоляция. И дело тут не только в экономике.
Иван Крамской
Автор известной картины «Христос в пустыне», когда создал первый вариант этого произведения, сам же и забраковал оный. Его не устроила сама пустыня, точнее, по мнению Крамского, её было слишком мало! Настолько мало, что без пустыни образ Христа не отражал всех красок переживаний Спасителя. Разные художники, в разные времена, нередко обращались к этому популярному евангельскому сюжету, но как правило они рядом со Христом изображали и искусителя, казалось бы, главного антагониста этого сюжета.
У Крамского главный противник Христа не сатана, а пустыня. По сравнению с пустыней, искуситель, не страшнее домашней мыши, пугающей сентиментальных девиц. Однако мысль художника не всегда может или должна отображать подлинный смысл евангельской истории. С другой стороны, нередко именно не привязанный к мудрым высказываниям духовных АВТОРИТЕТОВ, художник, неожиданно оторвавшись от привычных представлений, выдаёт весьма неожиданный ракурс, при том попадая в цель с точностью стрелы Робин Гуда.
Великие искушения Христа
Христос отверг дьявола, как порядочный человек отвергает навязчивого продавца сомнительных товаров. Вот только, были ли эти три рекламные акции с невероятными скидками, превратить камни в хлеб, преклонится врагу рода человеческого, ради царств земных и пасть с храма, главными искушениями этой драмы?
Если на все эти акции посмотреть, вырвав из контекста самой пустыни, то окажется, что они не такие уж и искусительные. Большинство искренних христиан, тем более признанных праведников, вполне бы преодолели их. Зато эти искушения приобретают совершенно другой цвет и запах если принять главное. Прав Иван Крамской, главный враг — это пустыня. Речь не о жажде и голоде. Пустыня – это скорее место уединения, где главный собеседник, спорщик, судья, прокурор и адвокат один - ты сам.
В Евангелие сказано, Дух Божий повел Христа в пустыню, после крещения в Иордане Иоанном Крестителем. Перед тем как приступить к основной миссии, Христос должен был принять не только миссию, но и все её последствия. А тут кстати было над чем подумать. Да, дьявол, есть враг, но и сам человек сильнейший противник самому себе. Подлинная встреча с этим противником – всегда болезненна.
Сомнения, угрызения совести, переживания за сделанный выбор и последствия своего выбора. Кто я? Зачем я? Почему я? Эта та самая битва, откуда выйдя даже победителем, будешь сомневаться, в своей же победе. Да и что значит победа?
Христос победил, Он принял свой путь. Миссия Христа – жизнь и смерть ради спасения человека. Вот только идя на подвиг, важно быть готовым не только к своей жертве, но и последствиям этой жертвы, для тех, ради кого она была принесена.
Оно того стоило?
Благая весть - Христос родился. Начался отсчёт новой эры. Небо ликует, простые пастухи, ставшие свидетелями чуда рождения счастливы, мудрецы с востока приносят дары, поклоняясь божественному Сыну человеческому. В то же время, Ирод уничтожает невинных младенцев. Рождение Христа окрашивается в цвет крови, становясь поводом для смерти сотен младенцев.
Христос исцеляет, утешает и защищает грешников от так называемых праведников. За ним следуют ученики. Он принят народом в Иерусалиме, как царь иудейский. А чуть позже тот же народ проклянёт Его крича - «Распни». Арест, предательство учеников, смерть и конечно воскрешение. Христос, не сделав ничего дурного, становиться зерном раздора в среде его же народа, а значит и поводом для очередных невинных жертв. И это всё ещё только начало.
Вот весть о Спасителе разносится по миру, апостолы и их сподвижники не жалеют своих жизней, провозглашая её. Пройдёт немного времени, и многие христиане и теперь не будут жалеть жизни, только уже не свои, а чужие, провозглашая, казалось бы, всё ту же, благую весть. С именем Христа на устах будут убивать, сжигать, проклинать… Во имя Христа, люди обустроят вековые войны.
Не слишком ли велика цена спасения?
Христос принял свой путь и свою жертву, но не думаю, что именно это было самым сложным решением. Труднее всего принять последствия. Странно, если люди не принимают Христа, они изгоняют христиан, если принимают, они всё равно изгоняют, но теперь во имя Христа. И если я своим мелким умом могу увидеть лишь небольшой пласт этих последствий, невозможно вообразить, что видело Божественное предвидение. Боль, скорбь и ненависть с самого Его рождения.
Зато теперь понятно и суть искушения дьявола. Почему предложения искусителя были заманчивыми? Может быть стоило превратить камни в хлеб и накормить всё голодающее и воюющие за материальные блага человечество? Может быть был смысл пасть с храма и сразу показать миру Кто есть Христос, чтобы не один рот не усомнился в истинности Его посланий? Да, что там, возможно даже стоило, падши поклониться дьяволу и получить все царства земные, чем позже позволить христианам с именем Христа на устах губить миллионы человеческих жизней?
Многие проповедники, говоря о жертве Христовой делают акцент на эгоизме Бога. Какую жертву Он принёс! Да, огромную жертву. Но любовь, тем более Божественная, легко идёт на любую жертву. Так же легко идёт на жертву женщина, движимая чувством материнства ради спасения детей. А что, если бы мать, жертвующая собой ради своих сыновей, смогла бы увидеть, что её дети позже поубивают друг друга и станут причиной гибели сотен других детей. Есть ли тогда, смысл в этой жертве? Разве в этом случае материнская жертва не будет обесценена?
Христос победил пустыню
Он принял Свою миссию и несёт свой крест до конца. Даже если тысячи будут с Его именем убивать, а один из них попытается уразуметь суть и смысл жертвы и воскресения… Возможность выбора! Ради права на выбор, чтобы для человека выбор вообще был. Оно того стоило!
Так что вдумчивый и уставший взгляд победителя на картине Крамского даже очень соответствует Евангельскому тексту. Но пустыня нужна была Христу, после неё Он был готов ко всему, что произошло после. Пустыня нужна каждому человеку. Встреча с Богом начинается со встречи с самим собой. Без уединения это невозможно. Эта встреча может быть неприятной. Увидеть свою же душу без грима сложенных представлений о себе, без лести и жалости, очень не просто. Но необходимо. Потому-то мы и боимся самоизоляции сильнее чем вируса, так я сам, для самого же себя куда страшнее любой пандемии.