Продолжение 4.
Начало: Али присягнул Абу Бакру под принуждением?
Продолжение 2: Заповедный характер дома Фатимы (р.а.)
Продолжение 3: Каковы причины отстранения Достопочтенного Али (р.а.) от власти?
Как мы видели, в Сакифе Абу Бакр был избран халифом, после чего Достопочтенного Али принуждали к присяге халифу. Достопочтенный Али в свою очередь отказался давать присягу, и события приняли самый нежелательный оборот.
Но кто же все-таки прав? Абу Бакр, после долгих споров избранный халифом в Сакифе? Или же Достопочтенный Али, который не присягнул ему?
ПРИНЦИПЫ ИЗБРАНИЯ ХАЛИФА В ИСЛАМЕ
- «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения»[4].
Согласно данным аятам, Аллах назначает предводителей[5].
О Достопочтенном Али же сказано:
1. «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам»[6].
Этот аят был ниспослан во время проповеди в Гадир Хуме:
«Посланник Аллаха (САВ) собрал народ в Гадир Хуме. Был четверг. Затем он призвал людей к подчинению Али б. Аби Талибу.
Затем он взял Али за руку и поднял его с места. Так что завиднелись его подмышки.
Потом он сказал: «Кому я покровитель, тому и Али – покровитель. О Аллах, возлюби того, кто любит его. Стань врагом тому, кто враждует с ним. Помоги тому, кто помогает ему. Оставь в одиночестве того, кто оставит его одного, не оказав ему помощи».
Люди еще не разошлись, как был ниспослан аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…». После этого Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Аллах велик! Религия доведена до совершенства, а милость завершена. Аллах удовольствовался моим пророчеством и вилаятом Али»[7].
2. «Воистину, ты — всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь»[8].
В труде аль-Кулайни «Усуль аль-Кафи» имеется предание, переданное от Имама Мухаммада аль-Бакира (АС): «Увещеватель – это Посланник Аллаха (САВ). Во всякое время есть кто-нибудь из нас, который наставляет людей на то, что было принесено Посланником Аллаха (САВ). После Посланника Аллаха (САВ) таким наставником является Али (АС) и следующие за ним наследники»[9].
3. «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей»[10].
Этот аят был ниспослан в Гадир Хум по поводу Имама Али (АС).
4. «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются»[11].
В книгах по тафсиру говорится о том, что этот аят был ниспослан об Имаме Али (АС), который, совершая намаз и находясь в положении поясного поклона, отдал в качестве милостыни перстень, находившийся у него на пальце[12].
5. «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь»[13].
Имам ар-Рида (АС) передает через своих отцов от Имама Али (АС): «Посланник Аллаха сказал: «Кто пожелает взойти на спасительный ковчег, ухватиться за прочную связь и держаться за крепкую вервь, пусть полюбит Али и ищет наставников из числа его потомков»[14].
В труде «Дурр аль-Мансур» суннитского автора Джалал ад-Дина ас-Суйути (том 4, с. 409-410) имеется следующее доказательство:
«В аяте «тот, кто опирается на ясное доказательство от своего Господа, за которым следует свидетель от Него»[15]под первым подразумевается Посланник Аллаха (САВ), а под следующим за ним – Имам Али (АС)».
6. На странице 608 того же труда в связи с аятом 7 суры «ар-Ра’д» говорится следующее: «Посланник Аллаха сказал по поводу благородного аята «Воистину, ты — всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть тот, кто наставляет на прямой путь»: «Увещеватель – это я». Затем он протянул руку к плечу Достопочтенного Али (АС) и продолжил: «О Али, а ты – тот, кто наставляет эту умму на прямой путь. О Али, кто захочет после моей смерти обрести прямой путь, обретут его только вместе с тобой».
7. В суннитском сборнике ан-Насаи приводится следующее повествование от Ибн Аббаса: «Я слышал еще при жизни Посланника Аллаха (САВ), как Али сказал ему: «Аллах (да возвысится Его слава) сказал: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных»[16].
Клянусь Аллахом, после того, как Всевышний наставил нас на прямой путь, мы не впадем в заблуждение. Клянусь Аллахом, даже если возможно Посланник Аллаха (САВ) умрет или будет убит, я буду сражаться до самой смерти на том пути, на котором сражался он. Клянусь Аллахом, я – его (Посланника Аллаха) брат, преемник, наследник и двоюродный брат. У кого еще больше прав на него, чем у меня?»[17].
Как указал наш Пророк, в этих аятах подразумевается Достопочтенный Али.
Вновь повторим те слова, которые наш Пророк произнес в Гадир Хуме.
Посланник Аллаха отправился в путь из Медины в Мекку и исполнил обязанность по совершению хаджа. До того момента он передал людям все положения божественного закона (шариат), кроме хаджа и покровительства (валайат). К Посланнику Аллаху явился ангел Джабраил и сказал: “О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и передает следующее: “Я забираю душу своего пророка и своего посланника только после того, как завершаю и придаю совершенство своей религии и завершаю доказательство и знамение (худжат). В этой религии есть две обязанности, которые ты еще должен донести до людей: обязанность совершать хадж и обязанность в отношении покровительства (валайат) и наместничества (хилафат). Я никогда не оставлял мир без доказательства и знамения (худжат) и не оставлю на этот раз”.
После совершения хаджа Посланник Аллаха отправился обратно в Медину. Не доходя до Джухфа, когда он дошел до места под названием Гадир Хум, снизошел ангел Джабраил: “О Посланник Аллаха, Всевышний повелевает тебе следующее: “О Посланник! Передай, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послание [и тем не выполнишь ты миссии своей]. Аллах защитит тебя от людей”. (Сура Маида, аят 67).
Посланник Аллаха повелел позвать обратно мусульман, которые ушли вперед и уже приблизились в Джухфа, и повелел отставшим мусульманам собраться в Гадир Хум. После этого он повелел собраться на намаз, а также расчистить место под деревьями и соорудить из камней возвышение в виде минбара. Затем он поднялся на камни, чтобы люди его лучше видели и начал говорить со слов восхваления Аллаха.
Посланник Аллаха в шести разных местах своей проповеди, произнесенной в Гадир Хуме, объявил Достопочтенного Али халифом мусульман. Ниже приведены его высказывания:
«Али ибн Абу Талиб - мой брат, наследник и халиф».
«Он – наместник Посланника Аллаха, Повелитель Правоверных, Имам божественного руководства, определенный самим Аллахом».
«О люди! Это Али, он мой брат и наместник, он - средоточие всей моей науки. Он мой заместитель в общине мусульман, которые уверовали в меня».
«О люди! Я вплоть до Судного Дня оставляю вам халифат в виде имамата своему потомству».
«Он (Али) ваш руководитель (имам), назначенный самим Аллахом».
«После меня вашим покровителем и имамом по воле Всевышнего становится Али. А после него имамат принадлежит моему роду, исходящему от него до дня, когда вы предстанете пред Аллахом и Его Посланником».
В день Гадир Хум Посланник Аллаха вновь сказал: «О люди! Не впадайте в заблуждение, обратившись к другим людям помимо Али. Не отворачивайтесь от него и не отстраняйтесь от его покровительства».
Мухаммад б. Фират приводит от Имама Мухаммада аль-Бакира, который приводит от своего отца и деда: «Посланник Аллаха сказал: «Несомненно Али б. Аби Талиб – наместник Аллаха и мой наместник. Он избран Аллахом и мною. Он довод (худжат) Аллаха и меня. Он - врата Аллаха и мои врата. Он – тот, кого избрали Аллах и я. Он – любимец Аллаха и мой любимец. Он – друг Аллаха и мой друг. Он – меч Аллаха и мой меч. Он – мой брат, товарищ, советник и преемник. Кто полюбит его, тот полюбит меня. Кто враждует с ним, тот враждует со мной. Его война – это моя война. Его мир – это мой мир. Его слова – это мои слова. Его приказ – этой мой приказ. Его супруга – моя дочь, а его потомство – это мое потомство. Он – господин наследников и самый лучший из людей моей уммы после меня»[18].
Абдаллах б. Аббас приводит следующие слова Посланника Аллаха (САВ):
«Посланник Аллаха (САВ) сказал: Кто станет отрицать имамат Али после моей смерти, будет подобен тому, кто при мне отрицает мое пророчество. А кто отрицает мое пророчество, тот подобен тому, кто отрицает божественность Всемогущего и Всевышнего Аллаха»[19].
В частности, из сотен хадисов, имеющих отношение к Достопочтенному Али, мы можем перечислить несколько:
«Ибн аль-Хаджар в своем труде «Ас-Саваик», на странице 90, отводит место следующим двум хадисам, переданным от Ибн Са’да:
«Я и обитатели моего дома (Ахли Бейт) представляем собой дерево в Раю; ветви этого дерева в этом мире (дунья); желающий найти прямой путь к Аллаху должен ухватиться за эти ветви».
«В любую эпоху в моей умме есть справедливые люди из числа моего Ахли Бейт.Они отводят от религии искажения заблудших, от лживых утверждений лжецов и ложных толкований невежд. Знайте, что ваши Имамы ведут вас к Аллаху, потому смотрите на то, кто ведет вас за собой».
Сулейман аль-Кундузи аль-Ханафи в двадцатой главе своего труда «Йанаби’ аль-мавадда» приводит со слов аль-Химвини следующее высказывание Достопочтенного Посланника Аллаха (САВ): «Али вместе с Истинным (аль-Хакк), а Истинный – вместе с Али. Чего желает Истинный, того желает и Али».
Хафиз Абу Ну’айм Ахмад б. Абдаллах аль-Исфахани в своем труде «Хилйат аль-авлийа» (том 1, с. 63) поместил следующее предание: «О ансары! Хотите ли вы, чтобы я указал вам того, крепко ухватившись за кого, вы никогда не впадете в заблуждение?».
Когда сподвижники сказали: «Да, о Посланник Аллаха!», Достопочтенный Пророк (САВ) сказал: «Тот, ухватившись за кого, вы никогда не впадете в заблуждение – это Али (которого вы видите прямо перед собой). А раз так, любите его так же, как люблю его я; почитайте его так же, как почитаю его я. Несомненно, Джабраил передал от Аллаха повеление, чтобы я сказал вам это».
Суннитский ученый Мухаммад б. Йусуф Гянджи аш-Шафи’и приводит следующее предание в 44 главе своего труда «Кифайат ат-талиб»: «… Он (Али) повелитель правоверных; он – дверь, через которую можно попасть ко мне; Он мой наместник после моей смерти».
Суннитский ученый Сулейман аль-Балхи в своем «Манакиб» приводит вместе с цепочкой передатчиков следующий хадис: «Клянусь тем, кто избрал меня для пророчества, сделав меня лучшим из творений, несомненно, ты (о Али!) довод Аллаха для Его рабов, хранитель Его тайны и халиф Его рабов».
В одном суннитском труде «Тарих-и Багдади» через Имама Али б. Аби Талиба приводится следующее предание от Посланник Аллаха: «О Али, я попросил для тебя у Аллаха пять вещей, из которых Он дал четыре, а в пятой отказал. Я попросил для тебя следующее: в День Воскресения земля развернется сначала над тобой; ты будешь вместе со мной, и в твоих руках будет Знамя Славы (лива аль-хамд), ты понесешь его. Он дал мне, чтобы вслед за мной ты был покровителем верующих[20].
Также в «Тарих-и Багдади» приводится следующее предание: Со слов Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха сказал: «В Судный день все будут пешими, кроме нас четырех». Тут же встал его дядя Аббас и сказал: «Кто эти четыре всадника, о Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Я буду верхом на Бураке. Его лицо подобно человеческому, а щеки – как у лошади…». После того, как Посланник Аллаха описал Бурака, Аббас спросил: «А кто же еще, о Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Мой брат Салих (АС) будет верхом на той верблюдице, которую зарезали люди его народа». Аббас сказал: «А кто же еще, о Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Мой дядя Хамза б. Абд аль-Мутталиб, Лев Аллаха и Его Посланника, Господин Шахидов, будет восседать верхом на моем верблюде. Аббас спросил: «А кто же еще, о Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха сказал: «Мой брат Али будет верхом на одном из верблюдов Рая. Ноги верблюда будут украшены жемчугами, попона его будет рубиновой. Али будет нести в руках Знамя Славы и восклицать: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его раб и посланник». Присутствующие скажут: «Это никто иной, как посланник, пророк или ангел, приближенный к Аллаху». В ответ на эти слова из Трона прозвучит голос: «Это ни приближенный ангел, ни пророк, ни посланник, ни носильщик Трона. Это Али б. Аби Талиб - Преемник Посланника Господа Миров, Имам богобоязненных, предводитель обладателей чистых дланей и стоп»[21].
В книге суннитского ученого Ибн Асира аль-Джазри приводится следующее повествование со слов Абу Саида аль-Худри: «Посланник Аллаха (САВ) повелел вам сражаться с нарушителями договоров, притеснителей, свернувших с пути справедливости, и вероотступников. Мы спросили: «О Посланник Аллаха, ты повелел нам сражаться с этими группами. Так во главе с кем мы будем сражаться?». Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Вы будете сражаться с ними во главе с Али б. Абу Талибом. Аммар б. Йасир будет убит, сражаясь на стороне Али»[22].
Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Когда меня подняли на небеса в Ночь Вознесения (Лайлат аль-Ми’радж), были собраны все пророки, и я сел вместе с ними. Вдруг явился один ангел и сказал мне: «Всевышний Аллах повелевает мне спросить у этих пророков, для чего они были направлены». Когда он спросил: «Для чего вы были направлены?», они ответили: «Мы были направлены ради твоего вилаята и вилаята Али б. Аби Талиба»[23].
Из труда суннитского ученого Муттаки аль-Хинди: Посланник Аллаха (САВ) сказал: «Кто уверует в меня и подтвердит мою истинность, тому я советую (принять) вилаят Али б. Аби Талиба. Каждый, кто сделает его своим правителем (вали аль-амр), тот признает своим правителем меня, а кто признает меня своим правителем, тот сделал своим правителем Аллаха. Кто полюбит Али, тот полюбит меня, а полюбивший меня полюбил Аллаха. Кто питает к нему ненависть, тот питает ненависть ко мне. А питающий ко мне ненависть питает ненависть к самому Всевышнему Аллаху»[24].
Как сказано в суннитском труде «аль-Манакиб», Посланник Аллаха (САВ) сказал: «У каждого пророка есть преемник и наследник. Мой преемник и наследник – Али б. Аби Талиб»[25].
Посланник Аллаха сказал: «О ансары! Хотите ли вы, чтобы я указал вам того, крепко ухватившись за кого, вы никогда не впадете в заблуждение?».
Когда сподвижники сказали: «Да, о Посланник Аллаха!», Достопочтенный Пророк (САВ) сказал: «Тот, ухватившись за кого, вы никогда не впадете в заблуждение – это Али (которого вы видите прямо перед собой). А раз так, любите его так же, как люблю его я; почитайте его так же, как почитаю его я. Несомненно, Джабраил передал от Аллаха повеление, чтобы я сказал вам это»[26].
В работе суннитского ученого Ибн Асира аль-Джазри «‘Усд аль-габа фи ма’рифат ас-сахаба» приводится следующее повествование со слов Амрана б. Хусейна: «Посланник Аллаха отправил в поход войско во главе с Али б. Аби Талибом. На поле сражения из числа других пленников Али также взял для себя наложницу. Соратники Достопочтенного Али посчитали, что этого будет для него слишком много, и не захотели отдавать ее ему. Четверо сподвижников договорились между собой: «Как только мы увидим Посланника Аллаха (САВ), мы сообщим ему о том, что сделал Али». Возвращаясь из путешествия, мусульмане сначала шли к Посланнику Аллаха (САВ), чтобы поприветствовать его, а лишь затем расходились по домам. Это войско, войдя в Медину, точно так же отправилось к Посланнику Аллаха (САВ). Обменявшись приветствиями с Пророком, один из этих четырех сподвижников встал и сказал: «О Посланник Аллаха, смотри-ка, Али б. Аби Талиб сделал то-то и то-то». Посланник Аллаха (САВ) отвернулся от него. Тогда встал второй сподвижник и сказал то же, что и первый. Посланник Аллаха (САВ) отвернулся и от него. Тогда встал третий сподвижник, повторив слова двух первых. Посланник Аллаха (САВ) отвернулся уже и от него. Затем встал четвертый и сказал все те же слова, после чего на лице Посланник Аллаха (САВ) проявились признаки гнева, и он сказал: «Чего вы хотите от Али? Чего вы хотите от Али? Чего вы хотите от Али? Али – от меня, а я – от Али. После меня Али – покровитель над всеми правоверными»[27].
Здесь следует упомянуть слова Достопочтенного Умара о том, что «пророчество и власть не могут быть собраны в одном месте». На самом ли деле пророчество и власть не могут сочетаться в роду одного человека?
На этот вопрос в Священном Коране имеется очень четкий ответ. В аяте Корана сказано о том, что пророчество и халифат (наместничество) сочетались в Достопочтенном Мусе (АС) и его брате Харуне (АС).
Посланник Аллаха в «хадисе о положении» (хадис аль-манзалат) указывает на этот вопрос, сравнивая положение Достопочтенного Али перед собой с положением Харуна перед Мусой.
Другое утверждение по этому поводу состоит в том, что по своему возрасту Достопочтенный Абу Бакр был более достоин этой степени.
Отправляясь на битву при Табуке, Посланник Аллаха (САВ) оставил вместо себя в Медине молодого Али (АС). Тогда он не сказал, чтобы остались Достопочтенный Умар или Достопочтенный Абу Бакр, которые были старше него[28].
С другой стороны, сделанный в последние дни своей жизни приказ Посланника Аллаха всем сподвижникам, кроме Достопочтенного Али, присоединиться к армии Усамы весьма многозначителен. Этот поступок был в каком-то смысле направлен на то, чтобы освободить Медину и подготовить благоприятную почву для халифата Достопочтенного Али. Однако события стали развиваться вопреки желанию Посланника Аллаха.
Продолжение следует: Высказывания Али о выборах на пост халифа Абу Бакра, Умара, Османа
[1] Сура «аль-Бакара», аят 30.
[2] Сура «Сад», аят 26.
[3] Сура «аль-Бакара», аят 124.
[4] Сура «ас-Саджда», аят 24.
[5] Анис Амир, Фазилат-и Ахл-и Бейт-и Расуль Аллах, с. 62.
[6] Сура «аль-Маида», аят 3.
[7] Хатиб аль-Харазми (суннит), Манакиб Харазми, с. 80; из суннитских источников также: ас-Суйути, аль-Иткан, т. 1, с. 75.
[8] Сура «ар-Ра’д», аят 7.
[9] Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 191-192.
[10] Сура «аль-Маида», аят 67.
[11] Сура «аль-Маида», аят 55.
[12] суннитские труды: Аз-Замахшари, аль-Кашшаф, т. 1, с. 649; аль-Вахиди, Асбаб ан-нузуль, т. 3, с. 114.
[13] Сура «Ал-и Имран», аят 103.
[14] Шавахид ат-танзиль, т. 1, с. 168/177.
[15] Сура «Худ», аят 17.
[16] Сура «Ал-и Имран», аят 144.
[17] Ан-Насаи, Хасаис Амир аль-Муминин Али б. Аби Талиб, с. 85-86.
[18] Аль-Амали, с. 169; Бихар аль-анвар, т. 38, с. 151; Бишарат аль-Мустафа, с. 31; Ихкак аль-Хакк, т. 4, с. 291.
[19] Бихар аль-анвар, т. 38, с. 109; Шейх Садук, аль-Амали, с. 522; Исбат аль-худат, т. 2, с. 7.
[20] Тарих-и Багдади, т. 4, с. 339.
[21] Тарих-и Багдади, т. 11с. 112-113
[22] ‘Усд аль-габа фи ма’рифат ас-сахаба, с. 114.
[23] Тафсир Абу-ль Футух, т. 10, с. 92.
[24] Муттаки аль-Хинди, Манакиб аль-канз, с. 32.
[25] Манакиб Ибн Магазили, с. 201.
[26] Суннитский ученый Хафиз Абу Ну’айм Ахмад б. Абдаллах аль-Исфахани, Хилйат аль-авлийа, т. 1, с. 63.
[27] ‘Усд аль-габа фи ма’рифат ас-сахаба, с. 107.
[28] Пешаварские ночи, с. 331.
Источник: Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",