IV век до н.э. Балканы
Македонский царь Филипп II (1) молодость свою провел заложником в городе Фивы и собственными глазами видел, как падки на деньги и предметы роскоши многие из эллинов.
И потому, вступив на трон Македонии, стал широко применять практику подкупа нужных ему лиц в государствах Эллады.
Дошло до того, что у него во всех городах и государствах Эллады, кроме Лакедемона, были свои друзья и сторонники, которые регулярно поощрялись денежными подарками из Македонии, и за материальные блага сдавали национальные и государственные интересы. Только спартанцы сумели удержать своих сограждан от соблазна продажи интересов Лакедемона за золото и другие ценности иностранцам.
Одним из активных противников распространения влияния Филиппа II в Элладе выступало Афинское государство. Его войска неоднократно сталкивались в боях с македонянами при попытках Филиппа II подчинить тот или иной эллинский город. Между военными столкновениями были многочисленные периоды затишья, когда обе стороны активно обменивались посольствами.
Как-то раз очередное посольство Афинской Республики направлялось в Македонию к царю Филиппу II, в его состав был включен известный философ Ксенократ, глава Академии в Афинах.
По прибытии афинского посольства ко двору царя Филиппа, он в обычной своей манере, начал одаривать посольских дорогими подарками и устраивать в их честь пиры.
При этом царь столкнулся с проблемой Ксенократа. Философ, единственный из посольства, не принял от царя ни одного подарка, отказался от всех приглашений на пиры и заявил, что будет встречаться с царем только для обсуждения тех вопросов, решать которые его прислало Афинское государство.
Филипп II был настолько возмущен тем, что нашелся человек, которому он не может всучить взятку в виде дорогого подарка, и кого нельзя подкупить застольями и личными беседами, что официально объявил посольству из Афин, что он не желает более видеть Ксенократа и решать лично с ним какие-либо вопросы. Потому афинские послы перестали брать философа на свои встречи с Филиппом, а по возвращении обвинили Ксенократа перед Народным собранием, что Ксенократ ездил с ними понапрасну и никакой пользы государству не принес.
Кто-то, тут же на Собрании, внес предложение наказать Ксенократа. И тогда философ попросил слова.
Речь его была краткой и весьма доходчивой. Ксенократ заявил, что перед афинянами усложнилась задача защиты Отечества, так как царь Филипп знает, кто в Афинах подкуплен и готов брать деньги и подарки от него, но, заявил философ далее - «меня его ничем не подкупить».
Народ тут же принял сторону Ксенократа и потребовал от остальных членов посольства отчитаться, какие именно подарки они получали от царя Македонии и за что.
Позднее, когда Филипп был объявлен гегемоном Эллады, он открыто заявлял, что единственным человеком из тех, кого эллинские государства присылали к нему в Македонию, ему не удалось подкупить только Ксенократа, который интересы своего государства ставил выше личной наживы.
Смотри также: Вот так получил прощение
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.