Рассказывая об общепите Хабаровска, невозможно не рассмотреть тему организации школьного питания. В средних школах города учились сотни школьников и вопрос обеспечения их качественной едой был весьма насущным.
Сначала немного истории. В 1918 году Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью В.И. Ленина "Об усилении детского питания". Спустя год в крупных городах страны стали появляться научно-исследовательские институты Охраны здоровья детей и подростков. Главная задача этих научных интстиутов была разработка системы рационального, сбалансированного и здорового питания школьников.
В основу школьных обедов легла "Книга о вкусной и здоровой пище", которую составил главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян.
В идеале было прописано, чтобы школьные завтраки, обеды и полдники готовились непосредственно в школе. Но увы, не все школы имели возможность содержать полноценные кухни: к примеру, там где учился я - в школе №81 около железнодорожного вокзала в Хабаровске, готовую еду привозили извне. Мало кто знает, что в разработках научно-исследовательских институтов Охраны здоровья детей и подростков был четко указан запрет на жареное, острое и пряное. Советские школьники должны были обязательно кушать отварное мясо, разные бульоны, кисели, компоты и молочные каши.
Все помнят расписания хабаровских школ: 45 минут - урок, три первые перемены по 10 минут, и третья, большая, перемена 20-25 минут.
После первых двух уроков школьников 1-5-х классов водили на групповые завтраки. Обеденные столы заблаговременно сервировались, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурные подавали на столы блюда. После приёма пищи школьники сами относили использованную посуду к окну посудомоечного отделения. Учащиеся приходили в зал организованно вместе с классным руководителем, который следил за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закреплялись определённые столы, а за учащимися – места.
Большая перемена предназначалась для обеда. У нас в школе для старшеклассников было самообслуживание: учащиеся сами получали обеды с раздачи. Но это был экстрим! Добравшись до прилавка буфета, нужно было моментально оценить имеющийся ассортимент и собственные финансовые возможности. Времени на долгое разглядывание не было - сзади напирала голодная нетерпеливая очередь. Далее надо было быстро озвучить буфетчице свой заказ, вручить ей деньги, получить сдачу, на поднос положить выбранные блюда, выбраться из толпы, ничего не расплескав и не потеряв…
Также нужно отметить, что во многих столовых были и буфеты, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи, соки.
Лично мною в школьной столовой особо ценились отварные сосиски (в магазинах в конце 70-х - в начале 80-х годов их купить было практически невозможно), яичная запеканка (омлет), творожная запеканка и сырники. А не любил я больше всего разного вида каши, особенно - молочные.
Во времена брежневского правления у нас в школе сдавали по 1 руб. 20 коп. в неделю (или 4 руб. 80 коп. в месяц). Школьные обеды обязательно состояли из трёх блюд: первое: суп (щи, рассольник, борщ, гороховый; второе: мясное, рыбное, либо куриное блюдо с гарниром; третье: компот, кисель (почему-то всегда горячий, из-за чего он постоянно обжигал), чай. На завтрак любили подавать ужасного вкуса какао.
Чаще всего с гарниром в школьных столовых на обед давали котлеты. Почему-то они казались всегда более вкусными, чем дома. Хотя котлеты состояли большей частью из серого или черного хлеба, а потом уже - из мяса. Пропорции должны быть 3:2. Процесс приготовления простой: вчерашний или совсем даже черствый хлеб замачивали в воде, отжимали и смешивали с фаршем из свинины - чем жирнее, тем лучше. Добавляли прокрученную через мясорубку луковицу и специи, лепили из этой массы котлеты, обваливали их в сухарной крошке и жарили. Частенько одно и тоже масло для жарки использовалось несколько раз.
Давайте вспомним сколько стоила еда в школьной столовой:
котлета с гарниром - 12-15 коп.
суп - 8 коп.
пирожок с повидлом - 5 коп.
колбаса в тесте - 18 коп.
коржик - 8 коп.
песочное колечко с орехом - 10 коп.
песочной пирожное, пирожное "Корзинка", пирожное "Картошка" - 22 коп.
пирожное "Слоеный язык" - 22 коп.
творожный кекс - 14 коп.
кекс с изюмом - 16 коп.
ромовая баба - 18 коп.
стакан молока - 10 коп.
кисель - 8 коп.
чай - 2 коп.
кусочек хлеба - 1 коп.
Не знаю как вы, а я очень любил в школе быть дежурным по столовой. Во-первых, не надо было после уроков, выпучив глаза, искать свободные ведро и швабру с тряпкой, чтобы вымыть свой участок: в столовой всё это было в наличии всегда. Во-вторых, во время дежурства в столовой я всегда был сыт. Наша зав. производством Алла Сергеевна всегда меня угощала лишней сосиской или булочкой, а после уроков, когда оставалась еда, меня традиционно ждал и второй полноценный обед. Еще один большой плюс дежурства в столовой: перед большой переменой меня всегда отпускали с урока за 15 минут до его завершения. Перед завтраком мне надо было успеть расставить по столам посуду, разнести хлеб, разлить по стаканам чай или компот. А в обед школьники уже сами получали блюда на раздаче, моя задача была следить за порядком и напоминать во время убирать за собой грязную посуду. А еще следить, чтобы все мыли руки перед едой. Перед каждой школьной столовой был ряд рукомойников с одним кусочком мыла на всех. В некоторых школах попадались и электросушилки, но они часто не работали…
Из своих дежурств по столовой я хорошо запомнил огромные алюминиевые кастрюли с надписями, сделанными красной краской: "Суп", "Гарнир", "Компот", и разделочные доски, которые висели на гвоздиках, а над ними были таблички: "Только для рыбы", "Только для мяса". А еще полотенца, которыми накрывали подносы с хлебом…
А сейчас немного официальной информации. Именно когда я закончил 2-й класс летом 1981 года за подписью начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР Е.А. Андреевой были разработаны и приняты методические рекомендации "Организация питания учащихся в школах и группах продленного дня". Вот некоторые фрагменты из этих рекомендаций:
"Учитывая более продолжительное время пребывания учащихся в школах и группах продленного дня (до 9 - 10 часов) по сравнению с обычной школой, был разработан школьный рацион для 2-разового горячего питания, обеспечивающий 55% из суточной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии (завтрак школьный - 20% и обед - 35%). Последний может дополняться полдником (стаканом молока и кусочком хлеба), составляющим около 10% суточной калорийности. Льготное молоко 200 г с кусочком хлеба для учащихся 1 - 4-х классов в обязательном порядке следует включать в школьное меню-раскладку. Таким образом, рацион учащихся при 3-разовом питании в школе составляет около 65% суточной потребности их организма в основных пищевых веществах и энергии.
На долю горячего школьного завтрака в связи с занятостью многих родителей, которые не всегда могут приготовить утром полноценный завтрак, а также необходимостью обеспечения организма учащегося в утренние часы рабочего дня достаточным количеством пищевых веществ и энергии в наших Рекомендациях было предусмотрено около 20% от их суточной физиологической потребности.
При составлении меню необходимо правильно сочетать не только блюда, но и продукты. Например, если в обед первое блюдо овощное, то во втором блюде следует использовать крупяной гарнир, мясные изделия следует лучше использовать, употребляя с овощами и зеленью. При этом наиболее полноценные и необходимые для детского организма продукты, такие как молоко, мясо, яйца, масло, овощи, сахар, должны включаться в меню ежедневно, а другие (творог, рыба, сыр и др.) не реже 2 - 3 раз в неделю.
Важное место в организации рационального питания школьников отводится режиму питания. Прием пищи должен проводиться в одно и то же время в соответствии с общим распорядком дня по твердому и специально составленному графику. Интервалы между приемами пищи должны быть не менее 3 часов и не более 4,5 часов. Поэтому завтраки в школе в 1-ю смену лучше проводить после 3-го урока, а обед после 6-го урока. Время продолжительности завтраков и обедов должно быть достаточным для спокойного приема пищи. На завтраки и полдники следует отводить 15 минут, а на обед - 30 минут".