Вот, выпала свободная минутка.
Не будем лукавить.
Не одна!
Несколько свободных минуток.
Несколько как бы «свободных» якобы «минуток».
О чем пойдёт речь?
Ну конечно же о голосе!
А о чём ещё может писать старый бард на склоне лет?
На самом краю этого самого склона?
Прощения у всех я уже неоднократно попросил.
И ещё раз прошу, пользуясь случаем.
Сам же все-всем и всё-всё уже простил.
Особенно тем, кому якобы должен.
Вот и выпал миг высказаться.
Не спеша.
С чувством.
С толком.
С расстановкой.
Об Алле Пугачёвой.
О Филиппе Киркорове.
О Владимире Высоцком.
О Булате Окуджаве.
О Юлии Савичевой.
О Максиме Фадееве.
Кого-то не перечислю.
Но когда я скажу: «Лучше всех» - можете смело включать случайно не упомянутых в длиннющий список.
Да!
Как и полагается выживающему из ума старику, я всё чаще слышу Голоса!
Не отголоски, не голоски, не голосята, не голосищи, а именно Голоса!
Как прекрасно спел о них Мастер, написавший «Дерева»:
«Где в ветвях ваших крон
Всё малиновый звон
Голоса, Голоса, Голоса!»
Но это я вам лучшую песню ушедшего тысячелетия Руси напомнил.
А сейчас я о Голосе.
Вот идёт у нас по Первому Каналу, как впрочем, и во многих других странах мира, проект «Голос».
Что греха таить.
Проект есть.
Имеет место быть.
Налицо.
А вот Голос?
Голоса имеются.
Но ни Гарипова, ни Воробьев ни другие участники и участницы до звания «Голос» не дотягивают.
В жюри, или как его там именуют, присутствует Голос в лице Градского Александра Борисовича.
Спорить с тем, что именно у него именно Голос наверное никто и не станет.
О чём спорить.
Человек вышел и спел: «Первый тайм мы уже отыграли».
Не своё спел.
Со своим у него небольшая недотяжечка получается.
Буквально «цуть-цуть» недо…
Но там за ним тени Исполинов – Николая Добронравова и Александры Пахмутовой.
Так что там и слова, и музыка – на уровне Голоса.
А он там – именно Голос!
Превосходный, великолепный, неотразимый, захватывающий, очаровывающий, пленяющий…
Но не самый лучший в истории человечества.
Один из наилучших, но…
Здесь необходимо притормозить и сказать всю горькую правду-матку.
Я пишу СУБЪЕКТИВНО.
Я пишу о СВОЁМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЛИЧНОМ ВОСПРИЯТИИ.
Не претендую ни на объективность, ни на «правильность».
Вот по мне при отсутствующих у меня слухе и голосе дело обстоит именно так, и именно для меня.
Режьте меня на части, убивайте меня, как вам будет угодно.
С этим личным восприятием я уже не расстанусь.
Оно умрёт вместе со мной, но для меня не изменится ни на йоту.
Итак на Голосе в составе наставников (какая аллитерация чудная! – соСТАВ наСТАВников!) присутствует Голос – Александр Борисович лично.
Понятно, что сейчас другие пришли, но… я рассматриваю ПРОЕКТ как некое целое и целостное. Вот за все пять сезонов НИКОГО равного хотя бы Градскому не высветилось.
Обращусь к лучшей половине человечества – Пелагее и Полине.
Сначала не о голосах, а о гласных.
Великая четверка логических символов: А-Е-О-И!!!
Две пары на «П»:
пОлИна
пЕлАгея
Как видим набор полон!
Частноутвердительная, частноотрицательная, общеутведительная, общеотрицательная.
Но о чём это мы?
А о чём угодно.
Потому что, что можно сказать о Голосах?
Понятно, что Голоса и у той, и у другой имеются.
Не слабенькие голоса.
Ох и голоса!
Но… так уж случилось, что на 100 миллионов такой попадается ровно один раз.
А на Земле нас в живых только семь миллиардов.
То есть вот таких прекрасных – семьдесят!
Да – супер!
Но не Голос.
Не тот Голос, который мы все ищем и жаждем обрести.
Не Робертино, и не Лоретти!
Полина совершила в жизни Подвиг, спев лучше всех на Евровидении.
Такая в тот раз антироссийская истерика поднялась.
А она вышла, встала и спела.
И за это ей низкий поклон до Земли!
Не посрамила матушку Русь!
Достойно представила Россию в самый сложный момент наиновейшей истории.
Словно Нахимов на банкет – встала под тысячи снайперских прицелов и спела!
Но здесь речь не о Голосе, а о Личности.
Личность выдающаяся!
Потрясающая Личность.
И Женщина абсолютная.
Особенно, когда песни Меладзе исполняет.
Вот, кстати, чей Голос можно было бы и вспомнить.
Но такие, как Меладзе, один на пятьсот миллионов. А в мире у нас семь миллиардов. Значит таких четырнадцать.
Где-то обретаются.
Ну ладно, сразу о Киркорове.
Спел он однажды «Небо и Земля».
Один раз.
Одну строку спел.
И перепел навсегда всех, кого мне лично или по радио слышать доводилось.
Вот где Голос! Вот кто самого Градского перепел.
Легко!
Вы скажете: Басков, гранды оперы и оперетты.
Есть в оперных усильях перекос.
Вот Марк Бернес – он пел их всех сильнее.
И потому Филипп Бедросович – подлинный гений в мужской поющей части планеты.
Николай пока слишком легковесен.
Талант – он ведь сам давит на исполнителя.
Не знаю, один у нас такой блондин или есть и поблондинистей, но Николаю надо идти к Михаилу Боярскому в ученики. Учиться у него высочайшему искусству выбирать репертуар.
А то так и прособирает цветочки на лужайке жизни.
На той лужайке один – не певец – собрал в кулёчек солнечный зайчик.
Вот это – масштаб!
Вот это – мера мер!
Филипп Киркоров просто пропел «земля» и перепел всех, сразу, и видимо навсегда.
Но для такого гиганта пения планета просто маловата!
Такой один на 4 миллиарда рождается.
Но взглянем на юную поросль.
Начну с того, что у Битлов с голосами было не очень.
И автор «Шоу маст гоу он» конечно музыкант. Но…
В общем из всего Запада выпадает во мне только два имени.
Один – автор «В бананово-лимонном Сингапуре», но о нем не здесь и в другой редакции. Титан!
А вот второго слышали почти все на фоне его реально второй половины – Ромины Пауэр. Итальянца зовут Аль Бано. В переводе на наше всё: Албанец!
Вот это, скажу я вам от всей души – Голос!
Не Киркоров.
Но очень близко!
Где-то наравне с самим Градским!
Был еще грек – Демис Русис.
Голос!
Не Албанец, но… редчайший дар!
Один на триста миллионов, а то и на все четыреста!
Остальные пока не найдены.
Ищем!
Ждём.
Надеемся!
Что сказать о поющих женщинах загнивающего Запада?
Что сказать о поющих женщинах расцветающего Востока?
Имена есть!
Тиражи огромные!
Одна Сиа чего стоит.
Но…
Не дотягивают до высшей планки!
Вот прыгает у нас с шестом Елена Исинбаева.
Вот она и задала уровень всему остальному миру во всем.
И по аналогии:
Роза Рымбаева (песня «Алия»)- 4.85
Алла Пугачева («Так же как все») – 4.90
София Ротару («Червона рута») – 4.89
Донна Саммер (чего ни возьми!) – 4.80
Мадонна («Юл си») – 4.90
В общем продолжать можно долго.
Так вот о поросли.
На серии Украинских шоу отметилась целая группа фантастических певиц.
Субботова – 4.65
Хохлова – 4.70
Отдельная тема – Голосята.
Тут говорить конечно рановато.
Но Лаура легко, играючи взяла 4.75 (Германия)
Все остальные ТАМ – ниже.
Понятно, что кого-то я пропустил и кого-то просто не слышал.
Но я честно описываю своё, разумеется абсолютно искажённое и стопроцентно «неправильное», восприятие.
У нас на прошедших сезонах «Голос - Дети» высветился ряд звёзд.
Сразу о главном.
Никого равного Милане по глубине и чистоте пропевания.
Никого равного Алисе по энергетике пения.
Никого равного Рагде по мастерству исполнения.
Совершенное чудо – Мария Мирова.
Фантастический ребёнок – Мария Панюкова.
И совершенная Мая Егорова! которую странно Голос не принял.
Всем им оптом ставлю 4.85.
Разумеется это об «уровне» в моём восприятии.
И спасибо Елене Исинбаевой за великий ОБРАЗ.
Ну вот.
Это всё была присказка.
Лежит в Интернете один ролик, который стоит особняком от всего помянутого.
В нём поётся такой удивительный текст:
«И только нам, только раз…»
Словно автор текста предугадал все смыслы его пропевания.
Да!
Да!
Мне явился ГОЛОС!
Голос, который мы все ищем уже столько лет!
И чем-то судьба этого Голоса напоминает мне мою собственную судьбу!!!
Потому что много лет мои Мерцающие шахматы, равным которым на Земле нет Игр и не будет, доступны всем и каждому, но люди бредут мимо этого бриллианта среди интеллектуальных находок человечества.
Вот и ролик, где запечатлён Голос, который лучше всех, который лучше всего, когда-либо звучавшего на моей памяти на планете Земля так и остаётся неоценённым.
Но я его слышал и слушаю.
Когда мне на душе совсем тяжко, а требуется волевой прорыв в реальность, в противостояние с болью, злом, обидой, невзгодами и ненастьями – я включаю запись «Кукушка» в исполнении Рагды Ханиевой.
Полина поёт мощно.
Кормухина поёт неотразимо.
Но глубже и чище самого Цоя поёт версию Кормухиной именно Рагда!
И там, где Полина форсирует – обоснованно и надёжно, Рагда поёт на минигран сдержаннее, но точнее!
Полина вслед за Кормухиной рвёт мне душу.
А Рагда её исцеляет.
А вот когда я хочу услышать Голос Неба, я включаю запись песни «Мало» в исполнении не Юлии Савичевой, а Анастасии Гаврилюк.
Потому что нервная реакция великолепной глубокой несравненной Нино Катамадзе именно на это исполнение мне непонятна.
Это тот редчайший случай, когда я не соглашаюсь с мудрейшей Нино.
Ни в одном пункте.
Больше так в мире не поёт никто!
И каждый раз начиная слушать эту запись я не могу остановиться:
Мало!
Мало!
Мало!
Ещё раз!
И только нам! Только раз!
Ролик с выступлением Насти Гаврилюк
Посекундно!
Я вырезал фрагмент ролика исполнения песни «Мало» Анастасией Гаврилюк на Украинском Х-Факторе.
То есть весь ролик мы проанализируем в другом месте, а сегодня познакомимся с основной частью - собственно исполнением.
Чтобы читателю было легче ориентироваться в иллюстрации, я разместил кадры посекундной развёртки изображения (примерно каждые 5-6 секунд) первой минуты исполнения, которая завершается фантастическим пропеванием «Мало» (60-я секунда моей вырезки). Это ровно шестьдесят секунд от комментариев судейской бригады («Она очень красивая» - «Фантастично!») и вот до этой самой пуанты пропевания.
Весь период пропевания занимает одну минуту сорок две секунды.
В связи с тем, что в отличие от Нино, которая рефлексировала своё личное восприятие я просматривал этот ролик несколько тысяч (!!!) раз, не вижу смысла углубляться в рефлексии и самой Нино и Сергея Соседова, который умудрился поставить твёрдое «да» за «внешность и голос».
При чём тут «внешность» исполнительницы, и каким чудом за минуту и сорок секунд безупречного именно пения на сцене (певица не нарушила ни одного канона классического выступления, вела себя безупречно, и каждый её жест работал и на представление пропеваемого и на обеспечение правильного дыхания во время исполнения) член жюри умудрилась выявить «недоработку каждой детали» - ума не приложу. Да, бесспорно, внешние данные выступающей – а она безусловно не просто красивая, а именно фантастически красивая девушка – служат отягчающим её вину обстоятельством (потому что нельзя быть красивой такой!). Но можно ли ставить ей самой это в вину на самом деле?
Ей что? Нужно было изуродовать себя перед выходом на сцену?
Скажу больше.
Я вырос среди безумно красивых женщин.
И потому быть может, что эталон женской красоты был с детства задан мне необычайно высокий, ни одну из встреченных мною женщин я так и не смог воспринять как эталон красоты. Да, симпатичные. Да, красивые. Но не настолько красивые, чтобы… В общем лично мне, знакомому с неотразимой Ларисой, от которой сходило с ума немало умнейших мужчин планеты, красота Анастасии не кажется заслуживающей более того, чтобы быть между делом отмеченной. И уж тем более она ни в коей мере не может влиять на оценку её голоса и техники пения. Я смотрю этот ролик не потому, что испытываю непреодолимое желание еще раз увидеть красивейшую исполнительницу Украины. Лично меня правильные черты её лица не трогают. Меня задевает именно её пение. Меня потрясает именно её голос.
Меня восхищает как за несколько секунд она своим искусством приобщает меня к Божественному. Безупречно красивых людей я видел десятки тысяч если не миллионы. А вот поющих так как она – никого!
Обратите внимание на пропевание концовки «Далеко» на 27-ой секунде!
Но обратимся к раскладке:
Секунда с начала фрагмента – пропеваемый к этому моменту текст:
0:05
Много есть кораблей
Плавают по морю
0:11
И на одном из них
Ты увези меня
0:16
Далеко-далеко
Чтоб никто не нашёл
0:22
Далеко-далеко о (первая пуанта пения!)
0:27
И только нам только раз
0:32
Дадут начать всё сначала
0:38
И небо будет за нас
0:43
Разве мало?
Мало
Мало
0:54
Ма-а (главная пуанта пения)
0:60
Ло!
Комментарий Кондратюка («Я пнял… смс… это она»)
1:07
О!
1:11
Комментарий провожающей и встречающей: «Но, так красиво!»
1:16
И только нам, только раз
1:19
Дадут начать всё сначала
1:24
И небо будет за нас
1:29
Разве мало?
1:33
Мало?
1:36
Мало.
1:39
И последнее примечание:
Собственно сам я вырос на песнях воспитавшей меня тёти Роны.
Еще в утробе мамы на трассах колымских лагерей я слушал пение артистов лагерного театра – отец мой – прекрасный музыкант, дирижёр, аранжировщик, играл свободно на всех инструментах. Так что чудесное исполнение песен сопровождало меня с зарождения и до самого ухода тёти Роны. Кстати – бабушка моя пела превосходно, обладая волшебным оперным голосом (сопрано). Исполнение Анастасии – великое исполнение. Возможно лучшее из всего слышанного мною за всю жизнь.
И потому даже сравнивать не хочу ни с кем. Чудо-голоса на планете Бог вызывает постоянно.
Мне довелось жить при Голосе Анастасии Гаврилюк.
И я благодарен Провидению за этот Дар Божий.
Переворот
Стартовая диспозиция как бы такова:
Имеется авторитетнейшее жюри, перед которым выступают конкурсанты, каждый из которых еще только начинает свой путь к профессиональной сцене. Как бы имеются гранды шоу-бизнеса, уже покорившие все мыслимые и все немыслимые (в том числе и финансовые, и знаковые, и статусные высоты) люди с прочнейшим положением в обществе и в профессиональном сообществе и поток юных (и не очень) самовыдвиженцев, некоторым из которых в некотором весьма призрачном будущем возможно удастся эти самые высоты – по крайней мере некоторую их часть – покорить.
То есть имеется такой мощный «прожектор Славы» - «Икс-фактор» - проект представления, проект одного шанса, и куча мала претендентов и претенденток, только еще мечтающих о…
Переведем это на шахматную аналогию.
В жюри четыре международных гроссмейстера уже поборовшихся за шахматную корону в своей стране и в мире, а на сцене – юные любители, которые имеют шанс в будущем претендовать на звание мастера, а глядишь – и повыше.
Две тысячи лет назад перед Ареопагом стоял Сократ.
Ареопаг – это Пятьсот (не четыре, а целых пятьсот!!!) афинских судей.
Авторитетнейшие в великом городе (население более двух миллионов человек!!!) люди. Наисостоятельнейшие граждане, главы знатнейших родов, имеющие великие связи, сами и финансовые магнаты, и великие военачальники, и мудрейшие педагоги, имеющие перед городом многочисленные заслуги.
А перед ними, одетыми в роскошнейшие одежды, сидящими на изысканнейших местах с наиудобнейшим обзором, стоял оборванец, нищий простолюдин в поношенном плаще, под которым нет ничего из одежды, достойного хотя бы и беглого упоминания.
С точки зрения любого из членов Ареопага стоявший перед ними оборванец и мизинца-то их не стоил.
А потом случилось нечто странное. Произошёл странный переворот картинки изображения. Как в линзе увеличительного стекла картинка перевернулась.
И перед ничтожным пёстреньким Ареопагом возникла исполинская фигура крупнейшего мыслителя Человечества.
Пройдёт еще четыре сотни лет, и в другой стране, в другой точке планеты вновь возникнет изображение: ничтожный в рубище изгнанник и перед ним Великий Прокуратор, наместник – страшно подумать! – Императора Рима!
А потом картинка вновь перевернулась и теперь все мы ясно различаем Лик Христа – а его – подумайте только! – СУДИТ!!! – какой-то жалкий прокуратор одной из многих римских провинций. Судит того, кто видел все царства земные, и всю славу их, и гибель их. Тот, кто на показанный ему громадный великолепный Храм ответил: «И камня на камне не останется!».
И вот снова картинка!
Великий, мудрый, всё слышащий Кондратюк на самой великой ноте, пропеваемой какой-то там Настей (ну хоть не Настёной!), не стесняясь звукозаписи эписодия, лепит свой очень значимый комментарий.
Ничего, что все члены великого жюри вроде бы собрались слушать исполнение. Да что там слушать-то?
Дали человечку шанс – и ладно!
При первых нотах вместо слушания великое жюри обменивается репликами:
«Она очень красивая! Очень!» - «Фантастично»!
И вместо погружения в музыку, и прослушивания голоса исполнителя, я вынужден слушать голоса членов жюри, которых я и так наслушаюсь после исполнения вдосталь.
А потом картинка перевёртывается.
Что мне Х-фактор?
Что мне какое-то там очередное «жюри»?
Фантастическая Анастасия поёт песню жизни!
Так не поют Сирены!
Сиренам так не пропеть!
Так не пел Карузо.
Так не пел Майкл.
Так не пела Людмила!
Господи!
Как Она поёт!!
Доказательство Бытия Божьего?
Чудо?
Так вот же вам оно!
И в памяти живёт и живёт это дивное завораживающее проникновеннейшее исполнение и всё остальное становится ничтожным и ненужным.
И только восхищенный зал я воспринимаю, поскольку полностью, абсолютно и безраздельно принимаю его восторг.
И по-хорошему завидую тем, кому посчастливилось быть там лично!
И только нам!!!
Только один раз!