С именем «черного барона» Петра Николаевича Врангеля связан последний этап существования белого движения на европейской территории России. И, конечно, Крымская эвакуация, «белый исход», 100-летний «юбилей» которого уже совсем близко.
Врангель летом 1920 года предпринял ряд наступательных операций, которые позволили его войскам временно занять территории Северной Таврии. Однако, эти успехи был временными: де-факто белые уже были обречены, маленький Крым обладал слишком ограничеными ресурсами.
Потому П.Н. Врангель заранее подготовил план эвакуации, что разительно отличает его от прочих вождей белого движения. К примеру, Л.Г. Корнилов в 1918 году продолжал штурмовать Екатеринодар, невзирая на страшные потери (он вообще «по жизни» не привык отступать). Лишь гибель командующего позволила А.И. Деникину спасти остатки Добровольческой армии.
Но в конце 1919 года оказалось, что и Деникин не особо привык к организованному отступлению. Новороссийская и Одесская эвакуации были фактически провалены.
В этом отношении П.Н. Врангель «учился на ошибках предшественников». Первые планы по эвакуации белых войск (официально — Русской армии) появились аж в апреле 1920 года, как только Врангель получил власть. Современники вспоминают, что он заранее озвучил свою главную задачу: вывезти из Крыма всех активных участников белого движения, все кадры антибольшевистской армии.
В общем и целом, у него это получилось. «Врангелевцам» удалось буквально за несколько дней организовать дисциплинированную эвакуацию из всех портов Крымского полуострова. Было вывезено до ста пятидесяти тысяч человек на более чем 120 судах (я видел цифры в 135, в 140, в 145 тысяч). При этом Врангель честно заявлял, что они «уходят в неизвестность», потому советовал всем, кто спокоен за свою жизнь — оставаться в Крыму. Осталось много мобилизованных жителей Крыма, большинство бывших красноармейцев, много казаков, некоторые офицеры.
П.Н. Врангель и командующий флотом адмирал М.А. Кедров лично контролировали процесс эвакуации. Интересно, что белые привели в негодность военную технику, но остальное имущество — отдали под контроль рабочих «до прибытия большевиков» (Официальное сообщение Штаба Главнокомандующего Русской Армии/ГАРФ).
Из 140—150 тысяч эвакуированных большинство составляли военные и члены их семей. В дальнейшем, еще несколько лет «врангелевцы» представляли из себя все еще сплоченную многотысячную армию (Галлиполийское сидение), хотя их надежды на продолжение войны и не оправдались.
«Образцово проведенная эвакуация Русской армии генерала Врангеля из Крыма в начале ноября 1920 года привела в Константинополь на 126 кораблях 145 693 человек, не считая судовых команд, в том числе 50 тысяч чинов армии и 6 тысяч раненых...» (с) С.В. Волков. Трагедия русского офицерства.
Как я уже говорил, цифры несколько различаются: иногда число кадровых военных-белогвардейцев доводят до 70 тысяч человек (у М.Н. Левитова или у А.А. фон Лампе именно такая информация).
Можно сказать, что у Врангеля получилась самая успешная эвакуация (возможно, лучшая из возможных вариантов, учитывая специфику Гражданской войны) из всех прочих попыток белого движения сохранить кадры.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.