Биография Дэвида Черитона, инвестора Google
"Моя единственная дорогая прихоть ‒ начинающие компании." (с) Дэвид Черитон
На улицах Стэнфордского университетского городка довольно часто можно встретить пожилого джентльмена на велосипеде. Он одет в джинсы и твидовый пиджак с заплатками на локтях, его седая шевелюра всегда выглядит слегка растрепанной. Это профессор информатики Дэвид Черитон. По дороге его иногда останавливают студенты и аспиранты: просто поздороваться, получить совет или записаться на консультацию.
Ученики его любят, ведь он всегда готов выслушать проблему и помочь в решении задачи. Это качество помогло ученому стать одним из самых богатых людей в мире. Состояние скромного джентльмена на велосипеде ‒ $7,3 млрд.
Из Канады в Кремниевую Долину
"Я чувствовал себя так, словно в Канаде меня морили голодом. Приезд в Стэнфорд был похож на путешествие на другую планету." (с) Дэвид Черитон
Дэвид родился 29 марта 1951 года. Он был третьим из шести детей шумной семьи Черитонов. Родители мальчика, Росс и Мюриэл, выросли в период Великой Депрессии, но это не помешало им получить образование: они оба были инженерами, а мама ‒ второй по счету женщиной, ставшей инженером-электротехником, за всю историю провинции Альберта.
Соседи и одноклассники вспоминают, что Черитоны считались аномалией в своем районе, так как были единственными высококвалифицированными специалистами среди его жителей ‒ в основном эту часть Эдмонтона населяли простые рабочие. Сёстры и братья вместе ходили в одну школу и были очень дружными и общительными. Дэвид выделялся из всех своей независимостью, самодостаточностью и отличной учёбой. Больше всего его интересовали два предмета: музыка и компьютеры.
Учитель математики старших классов познакомил 16-летнего Черитона с вычислительной техникой. Дэвид вспоминает:
"У меня в мозгу вспыхивает образ мистера Проберта, входящего в наш класс математики, я буквально вижу, как он говорит, что компьютеры ‒ это наше будущее."
Юноша закончил среднюю школу Eastglen досрочно и сначала попробовал поступить в Альбертский университет на отделение классической гитары. Но тут Дэвид потерпел неудачу, его не приняли. Тогда молодой человек решает посвятить себя второму любимому делу: математике, а позже ‒ информатике. Музыку Черитон не забросил, в университете он выступал в музыкальном театре, ходил в оперный кружок и играл на гитаре на студенческих сборищах.
Дэвид закончил Альбертский университет со степенью бакалавра математики в 1973-м и продолжил учёбу в современном университете Уотерлоу, который был открыт всего 20 лет назад и пользовался славой одного из самых либеральных ВУЗов Канады. Переезду помогло маленькое наследство, которое молодой человек получил от британской тётушки. В Уотерлоу Черитон стал магистром, а вскоре, в 1978-м, доктором наук в сфере информатики
"Как и Билл Гейтс, я начал программировать на массивных ЭВМ, "динозаврах" ‒ еще до того, как компьютеры стали основой повседневной жизни." (с) Дэвид Черитон
Молодой учёный уже несколько лет преподавал информатику в Альбертском университете, когда узнал, что Стэнфорд выделил $1 млн на компьютерные исследования. Он тоже подал заявку в своем ВУЗе. Сумма была небольшая, всего $25 тыс., для сравнения, карта памяти на 32Кб тогда стоила примерно $10 тыс. В гранте отказали и Дэвид понял, что пора перебираться в Калифорнию.
Первые миллионы
"Я смотрю на вещи с точки зрения инженера. Существует ли реальная потребность в том, что эта компания пытается сделать, и выглядит ли эта команда так, как будто она может это сделать?" (с) Дэвид Черитон
Дэвид Черитон перебрался в Пало-Альто в 1981-м и начал преподавать на кафедре вычислительной техники Стэнфордского Университета. Он быстро стал известен в IT-кругах как эксперт по распределённым вычислениям и компьютерным сетям. В научной лаборатории Черитон познакомился с талантливым аспирантом Эндрю "Энди" Бехтольшаймом.
Даже в Стэнфорде ЭВМ на всех не хватало и, чтобы поработать, приходилось ждать в очереди. Энди не хотелось ждать. Он разработал и собрал свой компьютер, который назвал SUN ‒ Stanford University Network. Бехтольшайм попросил Черитона протестировать SUN и помочь с написанием ПО.
Профессор помог молодому учёному. Проект получился настолько удачным, что получил поддержку правительства США. В 1982-м Бехтольшайм создал фирму по производству компьютеров SUN Microsystems, которая в 80-х была одной из самых перспективных IT-компаний.
Профессор Черитон тем временем продолжал преподавать. Он был небогат, но такая жизнь его вполне устраивала. Дэвид не спешил вливаться в волну доткомов, которая в начале 90-х захватила многих его коллег. Но всё же совсем укрыться от прогресса не удалось и ему. В 1995-м Энди Бехтольшайм ушел из SUN и вновь обратился к своему университетскому другу.
Он знал, что Дэвида очень интересуют Ethernet-сети. Да и в семье преподавателя подрастали уже четверо детей. Бизнесмен предложил Черитону учредить компанию, которая могла бы производить новое оборудование для решения проблем передачи данных. Профессор взял академический отпуск, и партнеры создали фирму Granite Systems. Специалисты Granite разрабатывали и продавали высокоскоростные сетевые коммутаторы такого качества, что всего через 14 месяцев работы фирму приобрёл транснациональный гигант Cisco за $220 млн. Пакет акций в 10% принёс простому университетскому преподавателю $22 млн.
"Эти люди, которые строят дома с 13 ванными комнатами и так далее, с ними явно что-то не так." (с) Дэвид Черитон
Изменилась ли жизнь нашего героя? Нет. Он не переехал в новый дом и даже не подумал менять машину. По словам Черитона, ему просто стало значительно удобнее: жизнь перешла из категории "необходимо зарабатывать" в категорию "больше нет необходимости зарабатывать". Можно спокойно продолжать заниматься наукой.
Чек на $100 тыс. для аспирантов
"Мои родители, которые выросли в голодные тридцатые годы, научили меня экономить. Мой первый опыт инвестирования в стартап случился, когда я переехал в Стэнфорд. Я был потрясён огромным количеством новаторских идей, исходящих из отдела компьютерных наук." (с) Дэвид Черитон
После успеха Granite к профессору стали часто обращаться за советами не только как к преподавателю и программисту, но и как к бизнесмену. Дэвид старался никому не отказывать. Не отказал он и двум молодым ученым, Сергею Брину и Ларри Пейджу, которые в 1998-м пришли к нему домой за советом. Они надеялись, что Черитон поделится с ними "финансовой мудростью", а возможно и поможет с деньгами. Ребята искали инвестиции для запуска новой поисковой системы, тогда она называлась Googol.
Черитон выслушал начинающих бизнесменов и пригласил своего друга Энди Бехтольшайма для консультации. Брин и Пейдж продемонстрировали возможности новой программы. Энди оценил удобство, элегантность и коммерческий потенциал Google. Там же на месте были выписаны 2 чека, каждый на $100 тыс. Через 6 лет, после IPO Google в 2004-м, профессор из миллионера превратился в миллиардера.
Несмотря на то, что Черитон одним из первых инвестировал в Google, он никогда не считал нужным вмешиваться в работу Ларри и Сергея. По его словам, они сами теперь могут дать ему много ценных советов.
Строить компании и инвестировать ‒ единственное "дорогое хобби"
"Это всё из-за атмосферы, которую они создают вокруг себя. Они такие умные и проницательные инженеры, что другие инженеры и учёные стремятся поделиться с ними своими идеями и работать вместе." (с) Рон Конвей, "бизнес-ангел" Кремниевой Долины, один из инвесторов Google
Бехтольшайм и Черитон стали "серийными" бизнес-партнёрами. В 2001-м они вместе построили фирму Kealia. Компания занималась производством серверных технологий и, в 2004-м, ее приобрела SUN Microsystems ‒ первое детище Энди ‒ за $120 млн.
В 2004-м бизнесмены основали новую компанию ‒ Arista Networks. К ним присоединился Кеннет Дуда, один из учеников Черитона. Профессора не зря считают блестящим педагогом, среди его учеников Сэм Лян, создатель Alohar Mobile; Сандип Сингх, генеральный менеджер Google; Киран Харти, основатель Tintri и ещё многие стартаперы. Черитон всегда инвестирует в создания своих учеников ‒ в общей сложности он выписал чеков на $50 млн.
Компания Arista Networks также занимается производством сетевого оборудования. Партнёры вложили в этот совместный проект $100 млн, Arista отличается от большинства стартапов Кремниевой Долины тем, что не зависит от внешних инвесторов, её поддерживают капиталы основателей. После IPO в 2014-м стоимость фирмы оценили в $3 млрд, в том же году Черитон ушел из Arista, но остался крупнейшим держателем акций, ему принадлежат 22,3 % общего количества ценных бумаг. Свой уход Дэвид объясняет желанием сосредоточиться на науке и преподавании, ведь он в первую очередь ‒ учитель.
Скромный миллиардер и щедрый филантроп
"Я цепляюсь за людей, с которыми мне нравится работать, преподаю, исследую, езжу на велосипеде и вожу свои старые потрепанные машины. Это может показаться немного банальным, но я самый обычный человек." (с) Дэвид Черитон
Журналисты любят заносить его в смешные списки вроде "10 самых бедно одевающихся миллиардеров" или "Самые известные миллиардеры ‒ скупердяи". Профессор, действительно, в быту очень непритязательный человек, иногда до чудаковатости. Он считает походы в рестораны лишней тратой денег, живет всё в том же доме, что и 40 лет назад, если летает, то эконом-классом, сам себя стрижёт, "балует" себя сёрфингом на Мауи, а самой дорогой последней покупкой считает автомобиль Honda Odyssey EX 2012 года выпуска, который он купил, когда его старый фургончик Volkswagen приказал долго жить.
Дэвида Черитона можно считать не только скупцом, но и консерватором, ведь он не доверяет социальным сетям, не пользуется Twitter, считает криптовалюту переоценённым случайным набором битов и проповедует традиционное высшее образование.
"Моя цель состоит в том, чтобы научить студентов думать как эксперты." (с) Дэвид Черитон
Профессор-миллиардер пожертвовал $25 млн школе компьютерных наук при университете Уотерлоу, это в 1000 раз больше того злосчастного (или счастливого?) неполученного гранта. Еще $7,5 млн он выделил университету Британской Колумбии для создания кафедры вычислительной техники и учредил стипендию в честь своей мамы, Мюриэль Черитон. Стэнфорд получил $12 млн на студенческие стипендии. Его экономность явно не распространяется на благотворительность, а консерватизм не мешает развивать науку.
С 2016-го Дэвид Черитон работает со студентами над проблемами программной транзакционной памяти. В этом году он преподаёт удаленно.Онлайн-лекции профессора пользуются огромным успехом, он продолжает вести исследовательскую работу и консультирует студентов и аспирантов.
Черитон не следует трендам и прихотям IT-рынка, а остаётся инвестором и предпринимателем, сосредоточенным на технологических прорывах, которые вносят в жизнь реальные и измеримые улучшения. Он часто говорит, что "если вы предоставите миру настоящую ценность и сделаете это с умом, рынок всегда вас вознаградит".
Конечно, это звучит почти как библейское: "Соблюдай заповеди и попадёшь в рай", но разве профессор не доказал своей правоты? Живи просто, работай увлечённо, помогай людям, и тебе воздастся - материальными благами и талантливыми, благодарными учениками!
Читайте также:
- Питер Фентон: инвестор Twitter, Yelp и Elastic
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще.