С давних времен было замечено, что, чем жестче диктаторский режим, тем более пристальное внимание власть уделяет искусству, имеющему колоссальное влияние на народные массы.
В нашей стране, в советский период, ни одна кинолента не выходила в прокат, минуя строгую оценку идеологов.
Товарищ Сталин, несмотря на наличие, проверенных партией кураторов, всегда самолично определял, насколько та или иная картина, будет интересна отечественному кинозрителю.
За годы его правления, сложился устоявшийся ритуал просмотров работ советских режиссеров.
При этом каждый из них знал, что, в случае отказа, они рискуют не только отлучением от работы, поэтому всегда старались следовать нормам, определенным еще в октябре 1917 года.
Когда закончилась Великая Отечественная война, перед кинематографистами поставили новую задачу – увековечить подвиг советского народа, в полной мере отобразив руководящую роль партии и величие Главнокомандующего.
Забывать о том, что количество потерь равно семи миллионам человек, категорически воспрещалось, поэтому число убитых фашистов, на экране, должно было соответствовать пропорции 1:10.
Такую цифру озвучил Великий кормчий, оповестив весь мир, еще в июне 1945, после парада Победы.
В 1949 году, товарищи из Политбюро собрались на предварительный просмотр фильма «Звезда», снятого на киностудии «Ленфильм», режиссером А.Г. Ивановым.
Во время сеанса, все присутствующие больше внимания уделяли выражению лица товарища Сталина, чтобы по окончанию, уяснить для себя, насколько им самим понравилось содержание.
Когда фильм закончился, и в зале включили свет, по традиции, возникло напряженное молчание – все ждали решающего слова от главного кинокритика страны.
Товарищ Сталин неторопливо закурил и, плавно помахивая трубкой, многозначительно молвил:
- Почему так?
Интонация вопроса была настолько неопределенной, что у всех возникло одинаково задумчивое выражение лица.
- Зачем надо было показывать гибель всей группы разведчиков, выполнивших опасное задание? На что здесь намекает режиссер - что наши потери были неоправданно велики? А этот сержант Мамочкин? Что, неужели, прежде чем взорвать гранатой себя и окруживших его немцев, ему нечего было сказать фашистским собакам, кроме невыразительного «Вот так»? Например, напомнить о Родине, или еще что-нибудь патриотичное. Почему наши солдаты, идущие в бой, кричали «За Родину! За Сталина!», а сержант Мамочкин, в свой смертный час, не вспомнил об этом? На каких примерах, после этого, мы будем воспитывать нашу молодежь?
- Это явная недоработка, товарищ Сталин, - живо откликнулся Лаврентий Павлович.
- Я бы сказал больше – намеренный прокол, - горячо поддержал тов. Молотов
- Да это просто нелепица. В жизни такого никогда не бывало. Абсолютно надуманный сюжет! - с негодованием дополнил маршал Ворошилов.
- Я рад, что вы тоже так думаете, товарищи, и я не одинок в своей оценке. Вообще, мне кажется, нам надо больше времени уделять работам наших кинематографистов. Особенно некоторым из них.
Картина «Звезда» надолго легла на полку, выйдя на широкий экран только в 1953 году. Режиссер Иванов закончил монтаж своей следующей работы еще на два года позже.
Товарищ Сталин увековечил свой образ, для потомков, в качестве аскета, которому чужды материальные блага (дворцы, именуемые «дачами», и нескромное содержание первого лица не принимаются в расчет).
Но освежить память о своем величии, он никогда не считал излишним.
ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.
Секретный рейд немецкого теплохода "Семен Дежнев"
Что мы знаем о военной мощи Гитлеровской Германии
Зорин-Киссинджер: разногласия по национальному вопросу