Лет 5-10 назад с этой проблемой на консультацию к психологу практически никто не приходил.
Были стандартные запросы решить #проблему капризов, непослушания ребенка, его агрессивности или стеснительности. Часто поднимались #проблемы с садиком и школой, трудности в отношениях со сверстниками и с родителями.
Но вот такой запрос "мой ребенок очень долго сидит в телефоне" можно считать молодым. Он появился недавно, вместе с приходом в нашу жизнь различных гаджетов.
Сейчас практически у каждого школьника начальных классов есть смартфон, а начинают осваивать его, буквально, с началом ходьбы. И это не шутка.
С точки зрения физиологии продолжительное зависание в телефоне аукается нарушениями зрения, слуха, болями в спине, искривлением позвоночника... и это лишь поверхностные проблемы.
Про работу внутренних органов так же можно много говорить: #гиподинамия - стала бичом нашего времени среди детей дошкольного и школьного возраста.
С точки зрения психологии существует опасность формирования зависимости от гаджетов. Это значит, что ребенок испытывает острую потребность взять в руки смартфон или планшет и погрузиться в виртуальную жизнь. Все остальное остается за кадром.
Бесконечные приложения с миллионом всевозможных игр от разноцветных лопающихся пузырьков до квестов и управления персонажами при выполнении заданий различных уровней - все это надолго занимает внимание. На реальную жизнь, не такую веселую, остается все меньше желания и времени.
А бесконтрольное прослушивание музыки, просмотр видео некачественного и сомнительного содержания может нанести сильный вред формирующейся психике ребенка.
Как же быть родителям?
1. Пока дети совсем маленькие, самый лучший способ уберечь их от влияния гаджетов - не давать их в руки как можно позже, хотя бы до 3-5 лет.
Малыш еще не может контролировать входящую информацию, а уж фильтровать - тем более. Это - зона ответственности родителей.
Если, к примеру, трехлетний ребенок хочет посмотреть мультик - лучше включить его не на смартфоне, а на нормальном телевизоре или большом планшете на безопасном для глаз расстоянии и на дозированное время. В этом возрасте рекомендуют смотреть не больше 15 минут.
Безопасным вариантом мультиков для дошкольников и младших школьников могут быть диапозитивы, так хорошо знакомые поколению СССР. Если они у вас есть - отлично.
Еще хорошей альтернативой является театр, причем не только обычный, но и с собственной постановкой. Сказочные и жизненные сюжеты, импровизированные костюмы, диалоги и реплики могут надолго увлечь детей и родителей.
2. Подрастая, дети все чаще и чаще просят телефон у родителей, поскольку видят, что те часто сидят в нем. И какой вывод? В телефоне очень интересно! В нем тот самый манящий взрослый мир.
Т.е. здесь идет нехватка сенсорных и моторных стимулов у ребенка, который из-за обилия доступных игрушек уже пресытился ими и ему нужны новые. А когда они появляются, быстро надоедают, и так по кругу.
Это происходит от неумелой организации развивающей среды малыша. А ведь достаточно пару-тройку базовых игрушек, чтобы можно было с ними взаимодействовать, играть и строить сюжеты.
Чем проще игрушки, тем лучше развивается воображение и фантазия, тем интереснее ребенку играть самому или со сверстниками.
Гаджеты дают готовую картинку игр, где от пользователя требуется только листать, тыкать пальчиком в нужные места. И...все.
Поэтому родителям важно проанализировать во что и как играет их ребенок и включаться в его реальные игры. Старые добрые настольные и подвижные игры незаслуженно забыты, а зря.
Да, намного проще сунуть телефон и заняться своими делами. Но ребенок растет и ему важно, чтобы именно взрослый, а не гаджет, направлял его и вел за собой. Все должно быть на своем месте и в меру.
3. После начальных классов практически все дети за редким исключением часто зависают в телефоне вместо того, чтобы делать домашние уроки.
Здесь от родителей нужна твердость и #четкие границы: есть время на уроки и их делаем в первую очередь. Точно так же есть время на отдых.
Параллельно ребенку дома необходимо иметь посильные обязанности. Он должен быть вовлечен в жизнь семьи и принимать в ней активное участие, а не забиваться в уголке с планшетом.
Это значит, что мама и папа активно привлекают его к совместным домашним делам, и у семьи есть определенное время отдыха, когда каждый может свободно заняться своими любимыми делами. В том числе и поиграть в телефоне или посмотреть мультик/фильм.
При таком правильном распределении можно избежать перекосов. Но начинать нужно как можно раньше, пока дети еще не стали подростками, потому что потом начинать расстановку границ уже намного сложнее.
Поделитесь в комментариях, как в вашей семье обстоит дело с гаджетами? Получается ли контролировать время за ними? Трудно ли вам переключить ребенка от планшета или смартфона на другие дела?
#ребенок и телефон #зависимость от гаджетов
Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Буду благодарна за ваши репосты, чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал.